Иоанн Богослов предсказания
Однажды поднявшись с учеником Прохором на гору, Иоанн, взяв на себя трехдневный пост, все время пребывал в молитве. И во время молитвы вдруг заколебалась гора и грянул гром. Прохор в страхе упал на землю.
Потому что невозможно было понять, как может быть то, что написано о Рождении Христа – “вида не имевший”, “…Спаситель измученный восстанет на Кресте”.
“Но когда мы соприкоснулись с этими событиями, тогда мы поняли сущность этих слов. Так и Апокалипсис: умный человек не станет что-то толковать, потому что он боится, чтобы то, что там написано не было истолковано неверно. Не станет ничего умалять или удалять. Однако в этой книге раскрыты тайны Судьбы Церкви и конца мира”, – пояснил митрополит.
О чем молятся в Иерусалимском храме
“Господь насильно не навязывается. Сегодня мы много говорим об истории, ничего о ней не зная. Потому что сегодня свидетельствует стена плача для иудеев. Но когда мы смотрим, а это западная стена Иерусалимского храма. Мы видим и читаем, что это было место для молитвы прозелитов, то есть людей, которые только приходят к вере. Сегодня иудеи молятся у нашей стены Иерусалимского храма. Потому что все святые события совершали только в Иерусалимском храме – это введение в храм Пресвятой Богородицы, Обрезание Господне, проповедь Спасителя и изгнание торгующих, это жизнь Божией Матери… Тем самым иудеи утверждают истинную правду для христиан, что это наш храм. И они, как прозелиты, не знающие правды сегодня приходят к этой стене для того, чтобы увидеть Того, от Которого они отказались – Христа”, – рассказал митрополит.
Надо отметить, что Апостол Иоанн – один из трех богословов, которого знает весь мир. Апостол Иоанн, Симеон Новый Богослов и Григорий Богослов – это три человека, которые имели действительно дар увидеть мудрость и называться Богословами.
Чудесная кончина
Даже завершение жизни прошло у Иоанна необычным образом. Он велел ученикам накрыть себе лицо платком и поместить в могилу, пока он был еще жив. Спустя некоторое время могила была открыта, но тело не обнаружили. Отсюда возникло предание, что святой удостоился чести, подобно Илье пророку — был вознесен на небо живым вместе с телом.
- Молитва Иоанну Предтече об успокоении
- Молитва Иоанну Милостивому — найдете здесь
- Молитва Иоанну Сочавскому на торговлю — https://bogolub.info/molitva-ioannu-sochavskomu-na-torgovlyu/
Часть богословов уверена, что вместе с Илией, Енохом, Иоанн Богослов явится на землю ради проповеди перед последними временами.
Иоанн Богослов житие
“Иоанн Богослов на острове Патмос”. Ганс Бургкмайр Старший. Алтарь Иоанна. 1518
Иоанн Богослов и брат его Иаков были сыновьями Зеведея и Саломии (дочь святого Иосифа Обручника). Они, оставив все, последовали за Христом.
Жизнь апостола и евангелиста Иоанна поражает девственной чистотой, жертвенной любовью, особой проницательностью и духом глубины мудрости Божией. “Поэтому он был очень близок, мы видим это из Священного Писания, к первосвященникам, к людям мудрым, грамотным на то время, к храму и Христу. И за то, что он всегда пребывал в молитве, всегда возносился умом к небу, он называется Богословом”, – отметил митрополит Павел.
После своего призвания апостол Иоанн неразлучно все время находился рядом с Христом и был одним из тех, кого Господь особо приблизил к Себе. Он присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира, при Преображении Господнем. Находясь рядом со Спасителем во время Тайной Вечери, именно он спросил имя предателя. Он следовал за Господом, когда Его вели на судилище, следовал по Крестному пути Господа. У Креста он плакал вместе с Пресвятой Богородицей. Именно к нему были обращены последние слова Распятого Христа: “Се Мати твоя”. С того времени Иоанн находился все время рядом с Пресвятой Богородицей вплоть до Ее Успения.
Он исследовал Писание, хотя ему незачем было исследовать, он жил по Писанию, а позднее он писал его. Он писал то, что видел и слышал, идя за Христом Спасителем. И в итоге его откровения были запечатлены на страницах Евангелия и в трех посланиях
“Если взять апокрифы, то там много чего сказано, написано, но так как Церковь относится к апокрифам очень осторожно, мы не станем черпать из них ту мудрость, которая связана с жизнью Спасителя. Мы берем лишь только то, что написано в Евангелии, и то, что написал Иоанн Богослов”, – отметил Владыка Павел
Апостол Иоанн всегда пребывал в молитве, богомыслии.
После Успения Пресвятой Богородицы он отправился в Ефес для проповеди Слова Божьего вместе со своим учеников Прохором. Во время путешествия на корабле они попали в сильную бурю, во время которой все путешественники были спасены, но не было только Иоанна Богослова. Горько сокрушался Прохор о потере своего учителя. Но на четырнадцатый день ,стоя у моря, он увидел, что волна выбросила на берег человека. Им оказался Иоанн Богослов. Четырнадцать дней хранил Господь в море Иоанна!
В Ефесе проповедь Апостола Иоанна язычникам о Христе сопровождалась многочисленными чудесами и число уверовавших в Христа росло. Во время гонений на христиан апостола отвели на суд в Рим, где его приговорили к смерти и дали выпить чашу со смертельным ядом, который никоим образом не повредил ему. Его бросили в котел с кипящим маслом, но он вышел невредимым.
Пройдя тяжелый жизненный путь, изгнание после Воскресения Христова за распространение проповеди – Иоанн Богослов был отправлен на остров Патмос. По пути следования он совершил множество чудес. А по прибытию на остров он продолжил проповедь Слова Божьего, изгонял бесов с языческих капищ, исцелял больных. Волхвы оказывали сильное сопротивление проповеди о Христе, но все их ухищрения разрушались по молитве Апостола Иоанна.
Икона апостола Иоанна Богослова
Икона апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Был одним из близких учеников Христа.
Дни памяти: 21 мая, 3 июля, 13 июля (день памяти Апостолов) и 9 октября.
Святой Иоанн Богослов – житье и чудеса.
По традиционной версии Иоанн Богослов является автором «Откровения» — последней книги Нового Завета. Являясь одним из апостолов, он был на острове Патмос, где получил первое видение и «трубный» голос ему велел написать книгу. Язык книги отличается от языка Евангелия. Митрополит Иларион это объясняет тем, что язык «Апокалипсиса» (откровения) — язык ветхозаветных символов. Кроме того, его считают автором ещё четырёх книг Евангелия.
Святой апостол был сыном Зеведеи и Саломии, которая была дочерью Обручника Иосифа.
Саломия была в числе тех, кто служил Господу своим имуществом. Иоанн вместе с братом, рыбаком, последовал за Иисусом Христом, когда он их позвал. Братья за свой порывистый характер получили от Иисуса прозвище «братья Боанергес», то есть «сыновья грома».
Однако только они с Петром стали свидетелями воскресения дочери Иаира и собственного преображения Иисуса Христа. Только Иоанну Христос открыл имя предателя. Иоанн повсюду следовал за Учителем, и плакал вместе с Богородицей у креста. Иисус с креста сказал матери, что это теперь Её сын, а Иоанну, что Богородица его мать. И он помогал Богородице, заботился о ней, оставался в Иерусалиме до Её успения.
По жребию Иоанну выпало проповедовать христианство в Эфесе и других странах Малой Азии. При этом он совершал многочисленные чудеса, что помогало обращать язычников в христиан. На пути в Эфес с ним самим случилось чудо. Случилась сильная буря. Корабль затонул, но все выбрались на берег, кроме него. Его ученик Прохор горько рыдал, но вынужден был идти в Эфес один. Через 14 дней Прохор увидел, что волна выбросила на берег человека. Это был Иоанн, живой и невредимый. Они продолжили путь вдвоём.
С приходом к власти Нерона, начались гонения на христиан. Иоанна арестовали, его травили, на него не подействовало. Его посадили в кипящее масло, он остался невредим. В результате он был сослан на остров Патмос, где продолжал проповедовать и совершать чудеса.
Затем вместе с учеником Похором они ушли на пустынную гору, где три дня постились и молились. Вдруг пещера затряслась, послышался гром. Прохор испугался, бросился на землю, но Иоанн поднял его и сказал записывать всё, что он будет говорить. Глас Божий говорил, Иоанн диктовал, Прохор записывал два с лишним дня. Спустившись с горы, они всё переписали и распространили среди жителей.
Через несколько дней Иоанн ушёл в пещеру, в которой провёл десять дней в молитве без еды. По окончании затворничества, он услышал голос Бога, сказавший ему ещё десять дней побыть без еды в молитве, чтобы узнать великие тайны. То, что он узнал и услышал, он продиктовал Прохору.
После ссылки он вернулся в Эфес, где прожил больше ста лет. По преданию, он удалился из Эфеса и просил трёх своих учеников закопать его живым, только на лицо положить плат. Ученики плакали, но не смели ослушаться. Когда же об этом узнали другие ученики, то разрыли могилу, но тела там не оказалось. Но через год появилось чудо: в день похорон 8 (21) мая на могиле выступил слой праха («манны»), исцеляющий болезни. Так стало повторяться каждый год.
Церковь 21 мая празднует память святого апостола Иоанна.
Самое распространённое мнение, что апостол взят вместе с телом на небо, как Богородица, древние праведники Илия и Енох.
Он пережил всех учеников, кроме Игнатия Богоносеца, который на 7 лет позже отошёл в мир иной. Игнатия Христос брал на руки, когда тот был ребёнком, отсюда прозвище. Иоанн заповедовал любовь к Богу и людям, являясь, при этом, примером любви.
Христианская Церковь чтит память Иоанна, как человека, которому Бог открыл тайну будущих судеб человечества, о конце мира, за которым последует вечная жизнь.
Иногда на иконах святой апостол изображен с орлом, что символизирует высокий полёт его мысли, его богословские знания.
За свою праведную жизнь апостол Иоанн Богослов совершил много чудес, вот только несколько примеров из всего множества.
— Как-то Святой с учеником работали в бане. В это время там умер юноша, отец от скорби тоже умер. Хозяйка бани посчитала виновным Иоанна, грозила, что его убьёт. Иоанн помолился и обоих воскресил.
— Во время праздника Артемиды, разъярённая толпа, которую он обвинял в идолопоклонстве, забросала его камнями. Тогда он молитвой вызвал такую жару, что умерло 200 человек. Оставшиеся в живых, просили его о милости, он всех воскресил.
— Сын вельможи упал в море и утонул. На просьбы язычников помочь он ответил отказом, но утром сжалился, и по его молитве юношу волна выбросила на палубу корабля, которого он воскресил
Статьи на Православие.Ru
26 сентября / 9 октября 2017 г. Понедельник 19-й седмицы по Пятидесятнице. Память апостола и евангелиста Иоанна Богослова и свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской духовной семинарии. |
25 сентября / 8 октября 2017 г. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:30:50 мин. Размер 144.9 Mb) |
Задумываясь об исторических судьбах Церкви Русской, не можешь не увидеть многочисленные, бьющие в точку параллели с тем, что писал в I веке апостол Иоанн. |
8 / 21 мая 2015 г. Четверг 6-й седмицы по Пасхе. Вознесение Господне. День памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:15:23 мин. Размер 54.3 Mb) |
Ему усвоено имя Апостола Любви. Он прошел долгий благодатный путь, не иссякая именно в этой добродетели. (MP3 файл. Продолжительность 19:21 мин. Размер 14 Mb) |
26 сентября / 9 октября 2014 г. Четверг 18-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:14:41 мин. Размер 53.8 Mb) |
Это очень опасная подмена – свести учение Христа к одним лишь нравственным нормам. И главная опасность здесь в том, что в такой системе Спаситель не нужен. |
Апостол Иоанн в основу Евангелия положил созерцание вечности. По-русски первый стих звучит немного абстрактно. Но в оригинале никакой абстрактности нет. |
Преподобный Роман Сладкопевец считает святого Иоанна Богослова обличителем арианства: «Велий он был священнописатель. “В начале было Слово, и Слово было к Богу” – он провзгласил. И, сказав: “И Бог был Слово” – заградил уста Ария». |
7 / 20 мая 2013 г. Понедельник 3-й седмицы по Пасхе. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:24:01 мин. Размер 103.7 Mb) |
25 сентября / 8 октября 2012 г. Понедельник 19-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:32:13 мин. Размер 109.7 Mb) |
Проповеди — О Евангелии и посланиях апостола Иоанна — Об Откровении. |
Мы сказали, что Господь Иисус в отношении к святому Иоанну есть образец друзей благодетелей. Всякое дружество слагается из любви, доверенности и общительности, но в истинном дружестве любовь должна быть без страсти, доверенность – без неосмотрительности, общительность – без расточения. Всему этому поучает нас дружество Спасителя нашего. |
Ведь как солнце превосходит все небесные явления, так и Богослов превосходит всех своими свершениями, почтенными рукою Божьей. |
Я читала, что любимый апостол Господа нашего Иоанн мирно почил. Но написано: «Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? – Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин.21:20-25). Значит ли это, что святой Иоанн Богослов жив по ныне и ожидает второго пришествия Господа Иисуса Христа Сына Божьего? И где написано мирной кончине апостола? |
Други наши, сегодня день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и сегодня же день прославления святителя Тихона — Патриарха Московского и всея России. И не возникнет ли у нас вопрос, почему так соединил Господь двух избранников Своих здесь, на земле? Не единым ли сердцем, не единым ли умом жили они, хотя в разное время и в разных условиях, не единое ли дело исполнили, живя на земле, чтобы соединиться и в вечности и на земле в памяти людей. Посмотрим пристальнее на жизнь их и почерпнем из источника приснотекущего живую воду, дающую бессмертие душе. |
Празднуем мы сегодня во славу великого апостола Иоанна Богослова, так часто называемого в Евангелии «учеником, которого любил Иисус». Если за пламенную к Себе любовь любил его Иисус, то он имеет особенное дерзновение пред Ним, потому что любовь дает дерзновение пред любимым, как сам апостол говорит, что «в любви нет страха, но совершенная любовь вон изгоняет страх… Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда». |
Православная Икона святого Иоанна Предтечи.
Чудотворные иконы Иоанна Предтече являются самыми чтимыми святыми. Он был сыном священнослужителя Захарии и христианки Елизаветы. Проживали они возле Хеврона, недалеко от Иерусалима. В его крови текла, кровь Иисуса Христа. Рос святой Иоанн на пустыре в диких условиях. Соблюдал посты и молитвы , ходил в строгой одежде, повязанной ремнем и ел мед. Так он жил до тех пор, пока Господь не дал ему наставления вести проповеди для народа. Покоряясь воле божьей пресвятой Иоанн Предтече подготовил народ к приходу Христа. По мнению молитвенного слова, праведник Иоанн представлял собой утреннюю звезду.
Чудодейственная икона Иоанна Богослова.
Святой апостол Иоанн Богослов занимает неповторимое местоположение среди учеников Христа Спасителя. Молитва к иконе св Иоанна помогает в поиске исчезнувших вещей, отгоняет воров. На Руси если крестьянин сбегал от хозяина, то его родные молились у старинной иконы Иоанна, чтобы беглого холопа не нашли. Также просят о помощи от обидчиков или если кто-то находится в плену или заточении. На Руси считался благодетелем военных в вооруженных действиях за родину.
Святая Иоанна икона.
Незаурядное поклонение к православной иконе Иоанна подействовало на образование иконографии святого. Самые первые христианские иконы с образом св. Иоанна появились в раннем христианском ремесле, икона «Крещение Господне». Иоанн изображен с длиннейшими темными волосами и бородой, с жезлом украшенным крестом в левой руке. В Византийском искусстве икона Святого Иоанна обогащалась символикой святого и его почитанием.
Сильная икона Иоанна Крестителя.
Предтечей был назван он благодаря тому, что прибыл с проповедью раньше Спасителя, а Крестителем — потому что окрестил в Иордане Иисуса Христа. Редкая икона Святого Иоанна хранится в Киево-Печерской лавре. Здесь Иоанн Креститель изображен полу боком, в возрасте, на голову надета шапка. В одной руке он держит крест — знак богослужения, другая поднята наверх в честь приветствия собеседника.
Текст молитвы перед иконой Иоанна от головной боли
Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.
Житие Иоанна Богослова
Весь жизненный путь святого – это служение Любви. Она присутствовала абсолютно во всём, что окружало апостола, ибо в ней была его настоящая сила, которую он сердечно даровал людям.
Иоанн родился в простой семье рыболова. Именно по этой причине его и доныне почитают как покровителя рыбаков. С детства он отличался кротостью и справедливостью, которые граничили с некоторой резкостью.
Но всегда на первом месте для него оставалась безграничной любовью ко всему. Несмотря на свой порою пылкий нрав, святой отличался достаточной скромностью. Даже имея особенное положение среди учеников Спасителя, он никогда не пользовался этим и всегда придерживался праведного пути.
Выдающимися чертами характера праведного были наблюдательность и сильная восприимчивость ко всем событиям. Всё это проникало очень глубоко в помыслы Иоанна и становилось частью его самого. Он всегда оставался чутким к болям и переживаниям других: страдания каждого проживал, как свои собственные.
Но с самой великой и возвышенной Любовью он относился к своему Учителю. Жизнь Иисуса стала оплотом и примером для святого. Из неё он познал истину и благодать, всю полноту духовного мира. По его убеждению, преданность – это начало всего, где её нет, там возникает раздвоенность, неуверенность, сомнения, а это разрушает человека как личность.
Иоанн стал не только последователем Христа, своим словом он стёр границу между настоящим и будущим. Ведь каждый истинный христианин, который обращается к Богу через молитву, уже причастен к вечной Божественной жизни, а значит, будущее всего человечества совершается уже здесь, на земле.
иконы святых покровителей
Иконописец Марина Филиппова пишет иконы святых покровителей проникаясь личностью желающего получить икону, пишет менно для этого человека, чувствуя, какая палитра, какое звучание цвета, а вернее, света, идущего от написанных образов, будут ближе душе молящегося, целительней для его духа.
Иконы святых покровителей преподобных несут в себе первообразы тех, кто всей своей земною жизнью, всеми силами стремились уподобиться духовной высоте, к какой призывает нас Господь. Блаженные тоже, например, стоят в одном ряду с преподобными, только их земная жизнь слагалась иначе. Они вели жизнь юродивых, но, как и преподобные, имея еще при жизни своей дар пророческий и чудотворный.
Святителями мы называем людей, имевших при жизни митрополичий – епископский чин, которые своею жизнью предстоятелей воспитывали паству в христианском духе. Их лики мы видим на иконах Святых покровителей Николая Мирликийского. Спиридона Тримифунтского. Тихона Задонского, Филарета Московского, Феофана Затворника.
Равноапостольные несли людям свет Христова учения, отстаивали, подобно апостолам христианскую веру во всех уголках земли, то есть вели жизнь, равную жизни учеников Его после Вознесения Его, отстаивая истинную веру и ее ценности и расширяя границы христианского мира, но не мечом, а словом и примером. Издревле иконы святых покровителей, где изображены равноапостольные Константин и Елена. княгиня Ольга. благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской становились образами домовых церквей и домашних иконостасов.
Тем, у кого в семье есть болящие и кому необходима частая ежедневная молитва об исцелении от недуга, стоит выбрать иконы святых – покровителей целителей и врачей-чудотворцев, например Пантелеймона. или врачей-бессребреников мучеников Косьмы и Дамиана. Кира и Иоанна.
Иоанн Богослов Апокалипсис
Господь открывал ему тайны будущего мира и святой церкви, как впоследствии Иоанн описывал в Апокалипсисе. Именно ему было определено написать последнее Божественное откровение и передать грядущим поколениям.
Поэтому Святая Церковь, его величая, вспоминает, какая блаженная была его земная жизнь и его кончина – он позвал своих учеников, дал им благословение, положив на голову плат, и, попрощавшись с учениками, опустился в выкопанную крестообразную яму и попросил его засыпать землей.
Рада вернулась к идее, запускающей церковный передел Украины
И когда один из учеников, который не был на погребении и не попрощался со своим учителем и наставником, пришел, и когда откопали яму, то не нашли тело Иоанна Богослова. По преданию, он был взят Господом живым на небо для того, чтобы впоследствии прийти с пророком Илией, Енохом, чтобы проповедовать о Христе Иисусе. Пророки Илия и Енох свидетельствовали о пришествии, а апостол Иоанн стал свидетелем уже пришедшего в мир Христа, и они впоследствии будут вести духовную войну против антихриста, о чем описывается в Апокалипсисе.
Апокалипсис (или в переводе с греческого – Откровение) святого Иоанна Богослова – это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.
За истекшие века появилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно разделить на четыре разряда. Одни из них относят видения и символы Апокалипсиса к “последним временам” – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение и ограничивают его видения историческими событиями первого века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи – стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской церкви и т.п. Четвертые, наконец, – видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Как мы увидим ниже, эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, а дополняют друг друга.
Апокалипсис можно правильно понять только в контексте всего Священного Писания. Особенностью многих пророческих видений является принцип соединения нескольких исторических событий в одном видении. Иными словами, духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину, объединяющую в себе события различных исторических эпох.
Несомненно, что некоторые предсказания Апокалипсиса уже исполнились (например, относительно судьбы семи малоазийских церквей). Исполнившиеся предсказания должны помочь нам понять оставшиеся, которым еще предстоит исполниться. Однако, применяя видения Апокалипсиса к тем или иным конкретным событиям, надо учитывать, что такие видения содержат в себе элементы разных эпох. Только с завершением судеб мира и наказанием последних врагов Божиих все подробности апокалипсических видений будут осуществлены.
Богослужебное использование
Одной из причин скудости ранних текстов может являться тот факт, что чтение из книги Откровения никогда не входило в богослужебную практику Восточной Церкви, возможно, потому, что состав богослужения сформировался до окончательного включения книги в канон Нового Завета (и в настоящее время, книга Откровения не читается во время богослужения в Православной церкви, за единственным исключением, о котором сказано ниже). Поэтому, в частности, отрывки из Откровения отсутствуют в греческих лекционариях (литургических книгах, содержащих отрывки из Священного Писания, читаемые во время богослужения), являющихся одним из важных рукописных источников.
Вместе с тем второй главой действующего Типикона (Иерусалимский устав) предписывается чтение Апокалипсиса Великим постом на «великом чтении» в составе всенощных бдений (между вечерней и утреней), отсутствовавшее в Студийском (ввиду отсутствия в нём бдений как таковых) и Евергетидском уставах.
В Католической церкви в настоящее время читается на воскресных мессах в пасхальный период (в литургический год C), песни из него входят и в «Литургию часов».