Лугнасад
Ламмас (Lammas) или Лугнасад («свадьба Луга», кельтского божества плодородия, который в этот самый день заказал поминки в честь своей усопшей матери-земли). Праздник, посвященный первому урожаю и приближению осени, отмечается 1-2 августа. Было принято выпекать хлеб в форме солнца, устраивать пышные застолья, благодарить землю за щедрые дары. Также кельты очищали жилище, избавлялись от всего ненужного, проводили ритуалы по созданию магических атрибутов и гадали на оставшиеся дни года.
Праздник перекликается с Медовым Спасом и с Яблочным Спасом — праздник конца лета.
Цвета для празднования Лугнасад соответствуют осенней цветовой палитре: медный, багровый, золотистый, бордовый, насыщенный травяной и приглушенный индиго.
Ритуалы на Ламмас: изготовление и освящение магических орудий, снятие и избавление от лишнего (прошлого).
Празднование у других народов
Торжество посвященное пробуждению природы есть в культуре большинства народов. Например в древнем Риме следили за медведями. Если в период с 1 по 2 февраля медведи выходили из спячки, значит весна пришла. Подобная традиция дошла и до сегодня, правда в измененном виде.
В Канаде и Америке следят за тем, как ведут себя сурки, за барсуками следят в Германии, а в Греции — за ежами. Но основным символом Имболка остается змея, которая выбирается из своей норы.
В Японии по традиции отмечается Сэцубун. Он проводится третьего февраля и переводится как «разделение сезонов». В этот день жители Японии прогоняют нечистую силу.
Имболк присутствует и в христианстве. Мы его знаем как Сретенье Господне. Еще один праздник, который схож с Имболком — Масленица.
Праздники Колеса Года
Колесо Года визуально отображает смену сезонов года, а переходы из одного сезона в другой отмечены праздниками.
Названий для времен года кельты не придумали. Вместо этого они поделили год на 4 части, соответствующие временам года, и обозначали их праздниками. А их в свою очередь пополам. Всего получилось 8 праздников с разделением по значениям: 4 больших и 4 малых. Большие праздники связаны с четырьмя астрологическими явлениями: весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние. Они назывались Имболк, Белтайн, Лугнасад и Самайн. А Малые праздники — это Дни Силы, знаменующие начало определенного времени года. Конкретных дат у праздников не было. Ориентиром для кельтов были природные явления, например, цветение боярышника или первые всходы посаженных семян.
Все эти кельтские праздники, немного изменившиеся с древних времен, дошли до наших дней и празднуются многими европейскими народами.
Остара
Настоящее начало весны происходит на весеннее равноденствие, 21-22 марта. Остара (Ostara) связан с обновлением природы, рассветом, жизненной энергией, плодородием. Символы праздника: лунный заяц (перерождение), голубь (гармония), яблоки (молодость и бессмертие) и яйцо (источник жизни). Встречали праздник шумно, весело и ярко, разжигая костры и проводя ритуалы для укрепления женского здоровья, семьи, дружбы и любви. Предварительно проводили уборку дома, украшали его веточками первоцвета, свечами, фигурками зайцев или кроликов, делали омовение из определенных источников, красили яйца, готовили овощи, выпечку. Крашеные, расписные яйца — ни что иное, как восстановление дохристианских традиций, что сближает Остару с Пасхой.
Цвета для празднования Остары: цвет слоновой кости, багряный, оливковый.
Ритуалы на праздник: обряды на удачу, привлечение благосостояния, различные ритуалы на какие-либо начинания.
Приметы и ритуалы Имболка
Не только в старину, но и сегодня с Имболком связано много занимательных ритуалов и суеверий. Этот праздник считается первым в календарном цикле земледельцев.
К февралю многие запасы урожая уже иссякают, а потому хорошим подспорьем на праздничном столе становятся молоко и блюда, сделанные из него. Хочу заметить, что даже название праздника переводится как “напоённый молоком”.
Плохой приметой в Имболк считается любая работа. В этот день нельзя заниматься рукоделием или тяжёлым физическим трудом, зато приветствуются уборка и посещение родственников.
Оберегом Имболка и настоящим символом праздника стал Крест Бригитты. Его необходимо делать собственными руками из переплетенной особым образом пшеничной соломы.
В деревнях Ирландии и сегодня в домах можно увидеть специальные алтари, посвящённые празднику. Священное место накрывается салфеткой или скатертью, на которой имеется роспись из белого и красного цветов.
Первый считается символом снега, а красный оттенок ассоциируется с кровью жертвенного животного. На алтарь необходимо поставить горшочек с талой водой, а также ёмкость с любым растением, что находится в поре роста (например, с луковицей).
Накануне Имболка очень важно провести ритуалы очищения и, в первую очередь, это касается жилища. После генеральной уборки ирландцы связывают целебные травы в пучок, макают их в солёную воду и окропляют этим составом поверхности в каждой комнате
Особенное внимание уделяется подоконникам и дверям, что служат входом для всего “нечистого”.
Кроме того, Имболк считается магическим праздником. С ним связано немало ритуалов, призывающих помощь Бригитты и других добрых покровителей. Те, кто верит в особенное волшебство этого дня, произносят заговоры на пламя, просят удачи и исполнения заветных желаний.
Свечи – неизменный атрибут Имболка
Несмотря на то, что сегодня большинство ирландцев являются христианами, древний кельтский праздник Имболк не теряет своей популярности. Чудесным образом языческие поверья и обряды смешались с новой верой, не нарушив гармонии этого торжества, посвящённого жизни и весне. Это добрый праздник, который даёт возможность почувствовать единство с природой, со всем миром и его стихиями, что стали частью нашей жизни.
Имболк: что это за праздник?
Древние шотландцы называли будто из последних сил сопротивляющийся наступающей весне февраль волчьим или мертвым месяцем. И, возможно, поэтому праздновали дни Имболка с особым размахом.
Именно в Имболк, по свидетельству мифов древних кельтов, на земле Духов набиралась сил символическая Мать Хлеба. Увядшая в зимний период старуха богиня Имболк Бригитта (Бригита) в феврале вновь превращалась в обновленную деву. Не случайно это было и временем посвящения в оккультные тайны молодых колдунов и ведьм. Таким образом, символикой этого праздника можно считать еще и некое объединение противоположностей: возрождения и увядания, рождения и смерти.
[править] Авторитетные журналы неоязычников
Ценный пласт информации о традициях, символизме и истории празднования дней Колеса года имеется в PDF-журналах неоязычников, распространяемых через интернет. Фактически выход каждого номера приурочен к одной из «точек года» и освещает те или иные вопросы, относящиеся к этой дате.
У русскоязычных виккан такими изданиями являются журналы «Время Луны» (издаётся с апреля 2012 года «Викканским альянсом») и «Ведьмин котёл» (издаётся с сентября 2016 года, глава проекта Анастасия Миднайт). Журналы последователей асатру — «Сага» (бывший «Гьяллархорн», издаётся с февраля 2012 года «Содружеством асатру России») и «Северный ветер» (издаётся с марта 2013 года).
Праздник Огня
Как и остальные торжества Колеса года, Имболк связывают с пламенем. Однако разожженный огонь на Самайн погребальный, пламя страсти возводят на Белтейн, а огни надежды горят на Йоль. На Имболк свечи зажигаются, чтобы получить очищение и возрождение.
На смену пожилой женщине в черных одеяниях приходит на Имболк дева в белом одеянии. Чтобы указать правильный путь из мрака, зажигали огни. На улицах разжигали костры и обязательно проводили факельные представления. После наступления заката на окнах выставляли свечи, они должны были гореть до утра. Чаще использовались керосиновые лампы со стеклом красного цвета. Имболк празднуется не один день. Им открывается целая неделя, чтобы успеть накопить энергию и раскрыть свой внутренний потенциал. На него специально приобретают семь свечей с разными оттенками, чтобы зажигать по одной в день.
[править] Источники
- Асатру, Колесо Трота // teurgia.org
- Славянские праздники // rodnoverie.org
- Йоль — праздник середины зимы // calend.ru
- (англ.) Doreen Virtue «Archangels and ascended masters», Hay House, 2004, ISBN 1-4019-0063-1
- Дисаблот // volshebstvo.in.ua
- Громница // rusichi.info
- Дарья Есенина «Макарьев день: приметы и обычаи праздника» // metronews.ru
- (англ.) Ostara Spring Goddess and The Vernal Equinox // folklorefun.wordpress.com
- (англ.) Carole Cusack «The Return of the Goddess: Mythology, Witchcraft and Feminist Spirituality» // «Handbook of Contemporary Paganism», Brill Publishers, 2008, ISBN 9004163735
- Бельтайн // calend.ru
- Лита — день летнего солнцестояния // calend.ru
- День Ламмас (Лугнасад) // calend.ru
- Велесова ночь — славянский Хеллоуин // rodovid.me
Ритуалы на Имболк со свечами
В ночь на 2 февраля эффективнее действуют магические действа с использованием огня. Для ритуала Бригит, что направлен на привлечение силы, подготовьте 19 тонких свечей белого цвета. Перед самим действом благословите их на алтаре словами:
После возьмите свечи и по одной ставить на алтарь, каждую сопровождайте собственным заклинанием:
Для другого свечного ритуала понадобится наполовину наполненная талой водой стеклянная ваза. Полчашки молока или сливок. Молочные продукты используют не магазинные, а домашние. Емкость с водой поставьте перед собой (на алтарь или стол), чашку с молоком – сбоку. Зажгите свечу (белого или желтого цвета).
Глядите на воду и сформируйте желание, визуализируйте его, наполните силой. Влейте в воду молоко и спокойно посидите. После выйдите на улицу, отпустите намерение и вылейте содержимое чаши на землю. Обязательно обратитесь к Мирозданию, чтобы оно посодействовало в исполнении то, что пожелали.
Вернитесь в дом. Потушите свечу и обязательно «заземлитесь» (поешьте, сделайте пару физических упражнений или другое).
Праздничный стол
Традиционная пища на Имблок – блюда на основе молока. Это не значит, есть одну молочную кашу.
К столу подают любые блюда, напитки и десерты, в состав коих входит хоть капля молока.
А кисломолочные продукты, как и алкоголь, под строгим запретом.
На праздник готовятся и мясные кушанья, но с большим количеством моркови, лука и чеснока, щедро сдобренные перцем и карри.
Обязательно подаются сухофрукты и орехи.
Испеките настоящий волшебный пирог. Из продуктов понадобится:
- мука – 300 г;
- яйца – 2 шт.;
- сливочное масло – 125 г;
- молоко – 4 ст. л.;
- сахар – 175 г;
- соль – щепотка;
- разрыхлитель – 1 ч. л.;
- семена тмина – 25 г.
Во время приготовления читайте заговор:
Готовится следующим образом:
- Просейте в миску (можно, магический котел) муку с разрыхлителем и солью. В этот момент думайте о семье, друзьях или личных желаниях.
- В отдельной посуде взбейте яйца – визуализируйте, как они пропитываются светом, энергией, вдохновением.
- Смешайте семена тмина и сахар. Влейте в массу яичную смесь и перемешайте. Замешивайте строго деревянной ложкой или лопаткой.
- Потихоньку подливайте молоко.
- Смажьте маслом форму, вылейте в нее тесто и отправьте в духовку на час-полтора, запекается при температуре 180–190°.
Когда волшебный пирог станет золотисто-коричневым, вынимайте из духовки и остудите.
А подается десерт с магической начинкой с пряным молочным напитком: прогрейте молоко, добавьте мед и ванильный сахар.
Перемешайте и разлейте в чашки.
Сверху присыпьте корицей.
Мир дарит увлеченному магией человеку множество возможностей для жизненного благополучия и развития творческого потенциала. Упускать таковые, значит, ограничивать собственную жизнь и саму свою сущность.
Первый солнечный праздник используйте в полной мере.
Трепетная Невеста, опытная Мать и мудрая Старуха – триединая богиня Бригит – никому не откажет в помощи.
Что делают на Имболк
Ввиду пробуждения природы Имболк считается первым в году праздником плодородия. Это время для ритуалов на обильный урожай, прибыль, приобретение. В ночь с 1 на 2 февраля хорошо раскачиваются застойные ситуации в делах, бизнесе, любви.
В начале февраля просыпаются духи природы, пришло время наладить контакт с домовым и разными сущностями, проводить магические обряды на погосте, обращаться к кладбищенским духам и хозяйке кладбища – одной из ипостасей Бригит.
На конец января – начало февраля приходится отел домашнего скота, потому Имболк считается праздником молока. Оно хорошее подспорье, когда в погребах иссякают запасы летнего урожая. По этой причине во многих ритуалах используется молоко, а на стол подаются приготовленные из этого продукта блюда.
На Имблок нельзя работать, заниматься рукоделием, сексом, пить спиртное. Посещают престарелых родственников, помогают с уборкой и готовкой. Обязательно окропить водой (талой) всех домочадцев, включая домашних питомцев, чтобы обеспечить им защиту и благополучие.
Вариации праздника у других народов
Праздник, что посвящается первым проблескам весны, присутствует в культурах разных народов. Древние римляне проводили церемонию Луперкалии, ныне она нашла отражение в Дне святого Валентина.
Славянские народы отмечали Громницу, или День медведя. Если 1–2 февраля медведи просыпались и выходили из берлоги, то зиме пришел конец. Эта традиция, но в измененном виде соблюдается и сегодня. В Америке и Канаде наблюдают за поведением сурков, в Греции – ежей, в Германии – барсуков. А символ Имблока – выбирающаяся, чтобы оценить погоду, из норы змея.
Третьего февраля в Японии отмечается Сэцубун, что в переводе означает «разделение сезонов». Японцы в этот день прогоняют нечисть. Нашел праздник Имболк отражение и в Христианстве. Встречу зимы с весной именуют Сретенье Господне. Еще один современный праздник, что имеет сходство с празднованием Имболка, – Масленица.
Как праздновать Имболк
Одно из центральных мест в празднике Имболк занимает кельтская богиня плодородия Бригитта. По времени языческий Имболк и православный праздник Сретение совпадают, поэтому многие празднует одновременно два праздника, отдавая дань уважения Деве Марии и Святой Бригите.
Сретение, по характеру празднования, практически ничем не отличается от Имболка. Христиане также зажигают свечи, которые после благословения можно уносить домой и использовать для очищения жилья. Сретение – это праздник очищения от всего греховного и ненужного. Факт празднования приурочен к библейской истории, которая повествует о том дне, когда Дева Мария вошла в храм, по истечению 40 дней после рождения Иисуса, чтобы очистится.
Если верить поверью, то именно в этот день можно предсказать погоду на шесть недель вперед. Холодной погоде, предшествует солнечный день. Ну а если в праздник Имболк пойдет дождь или снег – быть теплу. По- своему определяют, какой будет весна и в США. Жители этой страны пытаются предугадать наступление весны по поведению сурка, который должен проснуться от долгого зимнего сна. Кстати, с некоторых пор этот метод пользуется популярностью и у нас, а день 2 февраля называют Днем Сурка.
Бригит: что за богиня
Бригит, она же Бригита и Бриджит – богиня кельтского пантеона, являющаяся вместе с тем матерью всех богов. Известно, что ее отцом был великий бог друидов – Дагда, изображаемый как всемогущий великан, имеющий власть над силами всех четырех стихий.
Богиня является традиционным проявлением триединого божества, соединяя в себе одновременно юную девушку, мать и старуху. Подобный прообраз можно встретить в христианской вере (Сын, Отец и Святой Дух) а также в славянском пантеоне. Бригита покровительствует жизненному циклу природы. Как мать она наделяет плодородной силой землю, после превращается в старую и дряхлую старуху, принося с собой зиму, а весной возрождается, как юная дева.
Праздник Имболк превозносит богиню как молодую деву, пробудившуюся землю, уже недремлющую, но еще не достаточно окрепшую и взрослую, чтобы обладать плодородной силой. Кельты верили, что на Имболк нужно помочь юной деве пробудиться, окрепнуть и набраться сил, чтобы прогнать зиму. В противном случае весна можно не наступить долгое время. Для этого и разжигается имболский огонь, в кострах и свечах – для пробуждения природы.
В Ирландии по сей день существует закрытый культ богини. Жриц культа всегда девятнадцать, сменяются они каждые 7 лет. Мужчины к культу не подпускаются, и общения с ними для жриц считается крайне нежелательным. Богиня Бригит пусть и выступает прообразом матери, она не имеет супруга, и того же требует от своих верных жриц. С приходом христианства в Ирландские земли жречество заменило монашество, но старинные устои культа чтятся по сей день.
Происхождение
Иллюстрация к шабашу ведьм , “Darstellung des Hexensabbats” из Виккианы , около 1570 года.
Исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что древние языческие и политеистические народы различались по своим культурным наблюдениям; Англосаксы отмечали солнцестояния и равноденствия, в то время как кельты отмечали сезонные деления различными фестивалями огня. В 10 веке Кормак Мак Картхай писал о «четырех великих огнях … зажженных во время четырех великих праздников друидов … в феврале, мае, августе и ноябре».
На современный неоязыческий фестивальный цикл, который до того, как он стал известен как «Колесо года», оказали влияние такие произведения, как «Золотая ветвь » Джеймса Джорджа Фрейзера (1890 г.) и «Культ ведьм в Западной Европе» (1921 г.) Маргарет Мюррей . Фрейзер утверждал, что Белтейн (начало лета) и Самайн (начало зимы) были самыми важными из четырех гэльских фестивалей, упомянутых Кормаком. Мюррей использовал записи ранних процессов над ведьмами , а также фольклор, окружающий европейское колдовство, в попытке идентифицировать праздники, отмечаемые предположительно широко распространенной подпольной языческой религией, дожившей до раннего современного периода
Мюррей сообщает 1661 пробную запись из Форфар , Шотландия, где обвиняемый ведьма (Issobell Смит) связано с совещаний , проводимых «каждый квартал на Сретенье , Рудь дня , Lambemas и Hallomas .» В «Белой богине» (1948) Роберт Грейвс утверждал, что, несмотря на христианизацию , важность сельскохозяйственных и социальных циклов сохранила «преемственность древней британской фестивальной системы», состоящей из восьми праздников: «Английская социальная жизнь была основана на сельском хозяйстве, выпасе и т. Д
и охота, “скрытая в” народном праздновании фестивалей, ныне известных как Сретение, День Леди , Первомай , День Середины лета , Ламмас, Михайлов , Всех Святых и Рождество ; это также тайно сохранялось как религиозная доктрина в шабашах. антихристианского культа ведьм “.
The Witches ‘Cottage, где ковен Bricket Wood отпраздновал свои шабаши (2006).
К концу 1950- х ковен Брикет Вуд во главе с Джеральдом Гарднером и Орден Бардов, Оватов и Друидов во главе с Россом Николсом оба приняли восьмикратный ритуальный календарь, чтобы проводить более частые праздники. Популярная легенда гласит, что Гарднер и Николс разработали календарь во время натуристского ретрита, где Гарднер выступал за празднование солнцестояний и равноденствий, а Николс выступал за празднование четырех кельтских фестивалей огня и объединил две идеи в единый фестивальный цикл
Хотя такая координация в конечном итоге привела к более тесному согласованию празднований между двумя ранними неоязычскими группами, в первых опубликованных трудах Гарднера не упоминается солнцестояние и равноденствие, а основное внимание уделяется исключительно праздникам огня. Гарднер первоначально называл их «канун мая, канун августа, канун ноября (Hallowe’en) и канун февраля»
Гарднер далее отождествил эти современные фестивали ведьм с гэльскими фестивалями огня Белтен, Лугнасад, Самуин и Бригид. К середине 1960-х годов фраза « Колесо года» была придумана для описания годового цикла ведьминских праздников.
Эйдан Келли дал названия праздникам летнего солнцестояния (Litha) и равноденствия (Ostara и Mabon) Викки в 1974 году, и они были популяризированы Тимоти Зеллом через его журнал Green Egg . Популяризация этих имен происходила постепенно; в своей книге 1978 года « Колдовство на завтра» влиятельная викканка Дорин Валиенте не использовала имена Келли, а просто определяла солнцестояния и равноденствия («Малые Шабаши») по сезонам. Валиенте определила четыре «Великих Шабаша», или праздника огня, по именам Сретение, Канун Мая, Ламмас и Хеллоуин, хотя она также определила их ирландские аналоги как Имболк, Белтейн, Лугнасад и Самайн.
Из-за влияния ранней Викки на современное язычество и синкретического принятия англосаксонских и кельтских мотивов, наиболее часто используемые английские фестивальные названия для Колеса года, как правило, кельтские , введенные Гарднером, и введенные в основном германские имена. Келли, даже если торжества не основаны на этих культурах. Американский Асатр движение приняло, в течение долгое времени, календарь , в котором языческие главных праздниках цифры рядом много Дней памяти , которые отмечают герой Эдды и саг , фигуры германской истории, и викинги Лейф Эриксона , который разведанных и оседлого Винланд (Северная Америка). Однако эти фестивали не так равномерно распределяются в течение года, как в Викке и других языческих деноминациях.
Мабон
Мабон (Mabon) — дата праздника приходится на осеннее равноденствие, 21-22 сентября. Колесо Года делает еще один поворот в сторону Темного Времени, ведь ночи становятся длиннее. Мабон считается праздником второго урожая, оценки и подведения итогов, подготовки к зиме. Практикуются подношения деревьям и валунам, обмен сувенирами или полезными советами с родными и близкими, дома украшаются пожелтевшими или покрасневшими листьями, гирляндами из грибов. Идеальным считается приобретение главного символа Мабона — плетёного из ивовой лозы рога изобилия. На праздник идут в лес, собирают оставшиеся семена, травы и опавшие листья. Праздничной пищей считаются крупы, овощи и фрукты. Также кельты вспоминали покойных женщин семьи. Мабон еще называют Праздником Урожая. Но одновременно, это и повод для грусти, ведь дальше будет зима. В славянских обычаях нет параллелей, ведь у наших предков начинался период свадеб и празднований, когда работа в поле уже не отвлекает и есть свободное время.
Цвета для празднования Мабона — цвета поздней осени: бордовый, золотистый, шоколадный, апельсиновый, терракотовый, серый, свинцовый, кобальтовый, бутылочно-зеленый.
Ритуалы на Мабон: ритуалы поминовения, избавление от лишнего, мешающего вступать в новую жизнь, оценка прожитого — подведение баланса.
Имблок — праздник Огня
Как и другие праздники, Колеса года Имболк связывают огнем. Но костры Самайна считаются погребальными, на Белтейн разжигают пламя страсти, а йольские фонари символизируют огонек надежды, а свечи Имболка дают очищение и возрождение.
На смену cтарухе в черном приходит невеста в белоснежном одеянии.
Чтобы указать деве путь из тьмы, и зажигаются огни.
В эту ночь на улице разводят костры, устраивают факельные шествия, фестивали огня.
В доме после заката устанавливают на подоконниках свечи, где они горят до рассвета.
Для этих целей используют и керосиновые лампы с красными стеклами.
Имблок – не праздник одного дня. Он открывает целую неделю, что используют для накопления силы и раскрытия внутреннего потенциала.
На него заранее приобретают семь свечей всех цветов радуги и зажигают по одной каждый вечер.
Имболк
Имболк (Imbolc) — это одна из восьми точек силы. Первая в году из второго «магического креста» (Имболк – Белтейн – Лугнасад – Самхейн).
Обычно он празднуется 1 или 2 февраля. Это время переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Астрономически это период прохождения Солнца с 10 по 15 градус Водолея, что соответствует календарной дате приблизительно с 29 января по 4 февраля.
Имболк – это время, когда сквозь зимнюю стужу начинают проявляться первые признаки приближающейся весны, первые признаки того, что Колесо Года в своем вращении начинает двигаться к теплу и обновлению и зимние холода неизменно отступят перед надвигающейся весной, несущей с собой пробуждение жизни. В южном полушарии Имболку соответствует период с 29 июля по 4 августа.
И всё таки более всего распространена фиксированная дата с 1 на 2 февраля. В настоящее время праздник отмечается Гельскими народами, а так же поклонниками кельтской культуры. Его так же празднуют последователи Викка, Нью-эйдж, колдуны, астрологи, реконструкторы и ролевики.
Колесо года Имболк
Само это слово берет свое начало, по одной версии, от древне-ирландского слова mblec (молоко), по другой — от двух его составляющих: imb (очищающий) и folc (ливень). Существуют и другие смысловые его толкования, такие, например, как овечье молоко; среди объяснений его значения можно встретить также выражение во чреве матери.
Поскольку в той или иной форме Имболк отмечают практически все народы, населяющие нашу планету, можно увидеть, соответственно, и множество различных его названий: Имболк, Имэлк, Пора огней, Праздник свечей, День Бриджит и проч. Давайте же поговорим обо все об этом подробнее.
Что такое Имболк?
Если говорить метафорично, то Имболк — порог, середина зимы, середина между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием, но, посаженное на Йоль зерно уже дает всходы: день стал длиннее, весна совсем рядом. Конечно, в наших широтах в это время еще лежит снег по колено. Ибмолк — праздник, который пришел к нам от кельтов, у них погодные условия были несколько другими. Однако, региональной привязки у праздника все-таки нет, его отмечают по всему миру.
Что же празднуют в этот день? Пик зимы? Ночь огней? День молока? Друзья, в этот день древние кельты отмечали лучик надежды.
Февраль один из самых свирепых и сложных месяцев зимы (не зря же его называют «волчий месяц»), а для людей прошлого, которые сильно зависели от сельского хозяйства и милости Природы, так тем более.
Зима в самом разгаре, охотникам и рыбакам приходится сложно заниматься своим промыслом в морозы. Запасы дров и пищи подходят к концу, а нужно еще как-то дожить до весны, причем так, чтобы остались силы для начала нового сельскохозяйственного года
Важно не впасть в отчаянье, собрать все силы и верить в скорое наступление весны
Вот для этого и нужен Имболк — ночь, когда зажигают огни, выставляя свечи на окна, чтобы показать духам тепла, куда лететь.
Если смотреть на этот кельтский праздник с учетом разных традиций и точек зрения, то можно сказать, что Имболк — это праздник:
- Огней (костров, свечей и факелов) возрождения. В этот день природа начинает свое пробуждение, она как будто бы просыпается после зимнего сна. В честь ее пробуждения и зажигали огни — в каждой комнате дома, на подоконниках ставили свечи, а на улицах жгли костры.
- Плодородия. Это тоже связано с пробуждением сил природы и движению к весне. Поэтому в этот день и проводились обряды, которые должны были обеспечить хороший урожай, достаток в доме и благополучие в различных сферах жизни. Люди торопились договориться с просыпающимися духами и заручиться их поддержкой.
- Молока: к этому времени у овец и прочего домашнего скота нарождалось потомство, а следовательно, появлялся еще один источник пищи — молоко. Отсюда и традиционные обряды, связанные с молоком.
- Дома и домашнего очага. Он самый первый из языческих праздников стал семейным, то есть, его отмечали не всем племенем, как случалось обычно, а каждым домом в отдельности.
- Предсказаний. Особенно предсказаний погоды, так как они наиболее важны для аграрного хозяйства.
Когда празднуют?
В наше время Имболк по традиции празднуют 1 или 2 февраля, хотя ещё несколько веков тому назад дату праздника определяло положение Луны (она должна была находиться в Водолее, а значит, торжество попадало на период с 29 января по 4 февраля).
Если взглянуть на день Имболка со стороны Солнца, то тоже можно заметить любопытный момент. Первые числа февраля как раз приходятся на пик между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Несомненно, такое время не могло остаться незамеченным древними народами, чья жизнь во многом была подчинена циклу светил.
Начало праздника приходится на вечер 1 февраля, что тоже имеет древние корни. Кельтские племена считали ночное время гораздо значимее и важнее дневного – это был период магии и власти потусторонних сил, поддержкой которых мог заручиться и человек.
В древности начало празднества знаменовалось разжиганием костров, коллективными ритуальными танцами, исполнением различных обрядов, связанных с поклонением божествам.