Игоревская икона Божией Матери

Православный Церковный календарь

Ис­то­рия ико­ны свя­за­на с па­мя­тью о свя­том ве­ли­ком кня­зе Иго­ре из ро­да Оль­го­ви­чей, в кре­ще­нии Ге­ор­гии, в ино­че­стве Гав­ри­и­ле, уби­том в Ки­е­ве в 1147 го­ду (па­мять 18 июня и 2 ок­тяб­ря по но­во­му сти­лю). Свя­той князь, во­вле­чён­ный про­тив сво­ей во­ли в са­мый центр меж­до­усоб­ной бра­ни, стал невин­ной жерт­вой нена­ви­сти ки­ев­лян к его стар­ше­му бра­ту – ве­ли­ко­му кня­зю Все­во­ло­ду. По­лу­чив по­сле смер­ти Все­во­ло­да в кня­же­ние го­род Ки­ев, князь Игорь вла­дел им все­го лишь две неде­ли, так как ки­ев­ские бо­яре сра­зу же при­зва­ли вра­гов ро­да Оль­го­ви­чей Мсти­сла­ви­чей с вой­ском.

Под Ки­е­вом про­изо­шла бит­ва меж­ду вой­ска­ми кня­зя Иго­ря и Изя­с­ла­ва Мсти­сла­ви­ча. Ки­ев­ские вой­ска в раз­гар сра­же­ния пре­да­ли Иго­ря и пе­ре­шли на сто­ро­ну Изя­с­ла­ва. Че­ты­ре дня Игорь Оль­го­вич скры­вал­ся в бо­ло­тах око­ло Ки­е­ва. Там его взя­ли в плен, при­вез­ли в Ки­ев и по­са­ди­ли в по­руб – хо­лод­ный бре­вен­ча­тый сруб без окон и две­рей (чтобы осво­бо­дить уз­ни­ка, при­хо­ди­лось его от­ту­да «вы­ру­бать»).

В по­ру­бе мно­го­стра­даль­ный князь тя­же­ло за­бо­лел. Ду­мая, что он умрёт, про­тив­ни­ки кня­зя раз­ре­ши­ли «вы­ру­бить» его из за­то­че­ния и по­стричь в схи­му в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. Но князь вы­здо­ро­вел и, остав­шись ино­ком мо­на­сты­ря, про­во­дил вре­мя в сле­зах и мо­лит­ве.

Но не про­шло и го­да, как взбун­то­вав­ша­я­ся чернь ре­ши­ла рас­пра­вить­ся с кня­зем-ино­ком. Мит­ро­по­лит и ду­хо­вен­ство ста­ра­лись вра­зу­мить и оста­но­вить ки­ев­лян. Пра­вив­ший в Ки­е­ве князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич и осо­бен­но его брат князь Вла­ди­мир пы­та­лись предот­вра­тить бес­смыс­лен­ное кро­во­про­ли­тие и спа­сти свя­то­го му­че­ни­ка, но са­ми под­верг­лись опас­но­сти со сто­ро­ны оже­сто­чён­ной тол­пы.

Вос­став­шие во­рва­лись в храм во вре­мя Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, схва­ти­ли мо­лив­ше­го­ся пред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри Иго­ря и по­та­щи­ли его на рас­пра­ву. Так по­гиб без­вин­ный му­че­ник, свя­той князь Игорь. Ико­на, пе­ред ко­то­рой свя­той мо­лил­ся пе­ред страш­ной смер­тью, с тех пор ста­ла на­зы­вать­ся Иго­рев­ской.

Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и бы­ла по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бес­след­но ис­чез­ла.

Литература

  • Полное собрание русских летописей: Т.1. Издание 1-е. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846
  • Полное собрание русских летописей: Т.2. Ипатьевская летопись. Издание 1-е. СПб., 1843
  • Полное собрание русских летописей: Т.7. Издание 1-е. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856
  • Полное собрание русских летописей: Т.13. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновской летописью. Часть I. СПб., 1904
  • Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8-ми томах: Т. 2. История Российская. Части 2-4: — Репринт с изд. 1963, 1964 гг.. — М.: Ладомир, 1994
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. Издательство: С.-Петербург. Издание Высочайше утверждённого Товарищества «Общественная польза», 1896
  • Карамзин Н. М. История государства Российского. Т.2. Издательство: АСТ, 2003
  • Рыбаков Б. А. Пётр Бориславич. Поиск автора «Слово о полку Игореве» М.: Издательство «Молодая гвардия», 1991
  • Поселянин Е. Н. Сказание о святых вождях Земли Русской. Москва, издательство «Паломник», 1997 (с репринтного издания 1900 года)
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. Москва, Издательство «Олма-Пресс», 2003
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Авт.-сост. В. В. Богуславский. — М: Олма-Пресс, 2003. ISBN 5-224-02251-7
  • Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012. С. 254-264

Игорь Ольгович

Игорь Ольгович (ум. 1147) — князь новгородсеверский, с 1146 года — великий князь киевский. Участник феодальных войн 12 века на стороне черниговских князей. Попытка Игоря Ольговича в 1146 году получить великое княжение в Киеве в качестве наследства его брата Всеволода привела к восстанию городских низов, требовавших гарантий от княжеского произвола. Киевское боярство пожертвовало Игорем Ольговичем, он был убит восставшим народом. Христианское имя Игоря Ольговича — Георгий.

Память блгв. князю Игорю отмечается 19 сентября/2 октября и 5/18 июня (перенесение мощей).

Игорь, великий князь Черниговский и Киевский (ск. 02.10.1147), в крещении Георгий, в монашестве Гавриил, в схиме Игнатий; сын князя Черниговского Олега Святославича. Благоверный князь пытался остановить междоусобицу. За киевское княжение боролись две группы князей: Ольговичи (Олеговичи) и Мстиславичи, все — правнуки Ярослава Мудрого. Киевский князь Всеволод Ольгович своей гордыней возбудил ненависть киевлян к себе и своим сродникам. По смерти Всеволода киевляне целовали крест брату его Игорю, но тут же нарушили крестное целование, призвав Мстиславичей и перейдя во время сражения на их сторону. Пленённый князь Игорь был посажен в поруб (холодный бревенчатый сруб без окон и дверей) и там опасно заболел. Перед смертью ему разрешили облечься в монашеский чин. Но волей Божией новопостриженный Георгий выздоровел, принял схиму с именем Игнатий и предался иноческим подвигам, пребывая в плаче о своих грехах и молитве. Борьбу за Киев продолжили двоюродные братья Игоря. Тогда киевское вече, решив отомстить всем Ольговичам, постановило расправиться с князем-иноком. Озверевшая толпа ворвалась во время литургии в храм, где схимник молился перед иконой Божией Матери Игоревской, убила его и надругалась над мёртвым телом. Блаженный Игорь мученичеством искупил наследственный грех княжеских междоусобиц. В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, а его союзник — черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, торжественно перенёс мощи Страстотерпца в Спасский собор Чернигова.

Вско­ре Иго­рев­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла по­чи­тать­ся как чу­до­твор­ная и бы­ла по­ме­ще­на близ цар­ских врат в при­де­ле свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва в Успен­ском со­бо­ре Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры. Во вре­мя ок­ку­па­ции Ки­е­ва в 1941 го­ду ико­на бес­след­но ис­чез­ла.

Журнал о звездах и астрологии

каждый день свежие статьи об астрологии и эзотерике

День Иконы Божией Матери «Скоропослушница»

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ибо то, о чем ее просят, .

22 декабря: молитвы в день иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон является образ .

20 ноября — день иконы Божией Матери «Взыграние Младенца»

В православии и в христианстве в целом существует большое количество икон, которые можно назвать чудотворными. Одна из таких – .

Икона Божией Матери «Нечаянная радость»

Среди святых чудотворных икон Богородицы особо почитается образ «Нечаянная радость». Молитва перед этой иконой способна .

Ссылки

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери — икона Богородицы, самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской церкви.

И́горь О́льгович (в крещении — Георгий; в иночестве — Гавриил; в схиме — Игнатий; ? — 9 (по другим сведениям, 19) сентября 1147) — сын Олега Святославича, князя черниговского. Святой Русской православной церкви; память: 5 (18) июня (перенесение мощей) и 19 сентября (2 октября). Представитель династии Ольговичей — ветви Рюриковичей, происходящей от Олега Святославича. Князь Новгород-Северский (1139—1146), Великий князь Киевский (1146).

Поля́ иконной доски — обрамление средней, обычно углублённой части иконы (ковчега). От ковчега отделяется лузгой, по внешнему краю часто обводится линией контрастного фону цвета — опушью.

Поля древних икон довольно узки, к XI—XII в. становятся шире, а ковчег мельче, с XIV в. появляются иконные доски без полей.

На полях иконы традиционно могут изображаются избранные святые. Не являясь частью основной композиции и не принадлежа сакральному пространству, они выполняют роль заступника и посредника в молитве перед иконой.

С IX в. в Византии появляется новая форма икон — т. н. «житийные иконы»: в средней части изображается святой, а на полях в отдельных небольших по размеру законченных композициях (клеймах) — сцены из жизни этого святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ.

Поля иконы также являются традиционным местом размещения текста, иногда заполняющего поля целиком. Понимание взаимосвязи образа и слова со временем меняется, постепенно, с общим упадком иконописи изображение воспринимается не как эквивалент слова, а становится лишь иллюстрацией к написанному.

Еще одна тенденция поздней (начиная с середины XVI в.) иконописи — постепенное понимание полей как декоративной рамы. Поля украшаются резным левкасом, декоративной лепниной, живописным орнаментом и имитацией драгоценных камней, покрываются металлической басмой.

Описание Игоревской иконы

Иконописцы считают, что прообразом для написания иконы стала другая святыня — так называемая Богоматерь «Умиление». Период написания, вероятно, относится к рубежу XI и XII веков. Наиболее известный образ в этом стиле — Владимирская Богоматерь.

На изображении младенец сидит у Девы Марии на руках. Он ласково прильнул к её щеке и одной рукой обнимает за шею. Выражение лица Сына Божьего по-взрослому серьёзное. А лик Богоматери исполнен безмерной печали, ведь ей известно о промысле Господа относительно Иисуса.


Икона Пресвятой Богородицы «Игоревская»

Несмотря на сходство с Владимирской Божией Матерью, на Игоревской есть некоторые особенности.

  • глаза Богоматери не смотрят на стоящих перед ней, её состояние больше напоминает созерцательно-молящееся;
  • вторым явным отличительным признаком является то, что левая рука Иисуса, которой он обнимает Мать под накидкой на прототипе, на Игоревской иконе не изображена.

Образ был украшен ризой из серебра в позолоте с орнаментом. На нём имеется гравированная надпись с историей принадлежности святыни князю Игорю.

Важно! Даже человек далёкий от религии и веры не останется равнодушным, взглянув на эту древнюю икону

Икона Божья Матерь Игоревская бисером

Размер иконы Божья Матерь Игоревская: 21х29 см

Иконография Божьей Матери Игоревская

Божья Матерь Игоревская изображена на иконе древнегреческого письма. Это уменьшенный оплечный вариант другой известной иконы – Богоматери Владимирской. В процессе создания, иконописец последовал древней традиции и создал уменьшенный вариант изображения чтимой святой.

В качестве иконографического стиля было использовано «Умиление». С первого взгляда заметно, что Богоматерь припала правой щекой к левой щеке Младенца-Христа. Наблюдается полное отсутствие расстояния между ними, что отражает их безграничную любовь. Через такое изображение преобразуется крестная жертва Христа Спасителя, показывая произошедшее как безмерное и высшее проявление любви Бога ко всем людям.

Молитвенная помощь от иконы Божьей Матери Игоревская

Многие люди, подвергающиеся гонению и скорбям, считают, что икона Божья Матерь Игоревская обладает чудотворным эффектом. Традиционно они обращаются именно к ней, что во многом связано с историей князя Игоря Олеговича, в честь которого икона и получила свое название.

Празднование иконы совпадает с другим церковным событием – перенесением мощей князя Игоря. Его останки были доставлены в Спасо-Преображенский собор, расположенный в Чернигове, из Киева. Произошло все это 18 июня 1150 года или же, по старому стилю, 5 июня.

До начала XX века икона Игоревской Божьей Матери оставалась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Там он находился в алтаре, расположенном над жертвенником в приделе первомученика Стефана. К слову, два самых ранних списка с иконы были произведены во второй половине XVI века. Оба хранятся в Государственной Третьяковской Галерее. Они были изготовлены в Москве и их появление относят ко временам митрополита Макария, а именно к 1542-1563 годам. Именно появление в этом время обеспечило столь точное повторение не только размеров, но и использованной иконографии.

Икона Матери Божьей Игоревская появилась из-за печальной гибели мученика Игоря Олеговича, известного также как Святой Благоверный князь Игорь Черниговский. Во времена его жизни за престол киевский сражались сразу две группы князей – Олеговичи и Мстиславовичи.

Брат Игоря, Всеволод, буквально вырвавший правление из рук противников, не сумел до конца укрепить власть Киеве, когда был убит. После этого все бремя легло на плечи будущего святого. В момент восхождения на престол, произошел обряд крестного целования, который должен был подчеркнуть верность народа Киева к своему правителю.

Несмотря на то, что восхождение на престол произошло согласно всем правилам, сторонники Игоря сразу же послали вестника к Мстиславичам, призывая вражеские войска к стенам города. Уже через две недели произошел решающий бой, который определил будущую судьбу Святого Благоверного князя Игоря Черниговского.

Несмотря на то, что перевес сил был не на стороне правителя Киева, в решающий момент боя верные ему войска перешли на сторону противника. Такое предательство полностью переломило ход боя, обеспечив Мстиславичам гарантированную победу.

Плененный Игорь был посажен в поруб. Это была своеобразная тюрьма, представлявшая собой холодный деревянный сруб, где не было ни окон, ни дверей. За тот срок, что бывший князь провел внутри своей темницы, он успел серьезно заболеть.

Враги, веря в скорую смерть своего пленника, вырубили его из поруба. Мстиславичи, несмотря на неприязнь к Олеговичам, позволили мученику перед смертью облечься в монашеский чин. Новопостриженный Георгий, несмотря на все прогнозы, выздоровел, после чего принял схиму, взяв имя Игнатий.

После этого бывший князь киевский предался ионическим подвигам. Он проводил время плаче о своих грехах, молясь во имя искупления. Тем временем его единокровные родственники включились в борьбу за потерянный престол.

Вероятнее всего именно эти события стали причиной скорой смерти Игнатия. К городу уже подходили войска Святослава Олеговича, когда киевляне, питавшие ненависть ко всем Олеговичам, ворвались в монастырь. Согласно истории, князя-инока не просто убили, но целый день таскали охладевшее тело по улицам.

В тот день Игнатий, в последние часы своей жизни, молился перед келейной иконой Божией Матери Игоревской. Именно по этой причине впоследствии она получили имя Божья Матерь Игоревская и стала почитаться, как чудотворная, помогая людям, подвергающимся скорбям и гонениям.

Икона игоревская божья матерь молитва

О, Всемилостивая наша Владычице, от всех бед и печалей Спасительнице и обидимых Покровительнице! Ты Сама велия скорби в житии Своем претерпела еси, видя Сына Своего Неповиннаго и Безгрешнаго скорбяща, гонима, обидима, оклеветаема, всех благ лишеннаго, от неправедных Судий, вождей и архиереев осужденна, поругана, заушенна, оплеваема, в темницу ввержена, ко Кресту за нас пригвождена, по сем же во Гроб полагаема, можешь все скорби наши вместити, нам всем во всем сострадати и от всех бед защитити.

Прими нынешнее малое моление наше, от скорби нашей тебе приносимое и принеси к Престолу Сына Своего Возлюбленнаго, да даст нам во всякой скорби терпение, от всех бед избавление и по сем радости исполнение. Верим, яко вся сия испросити можеши, вся бо возможно Тебе по ходатайству к Сыну Твоему Христу Богу нашему, Ему же слава, держава, честь и поклонение подобает в бесконечныя веки веков. Аминь.

Конец и Богу слава во веки веков! Аминь. Аллилуйя!

Добавить комментарий