Не прогибайся под систему, но будь осторожен
Герард Меркатор
Будучи еще весьма молодым человеком, Джон Ди прекрасно понимал, что уровень развития европейской науки далек от идеала. С одной стороны, он видел проблему в отсутствии нормальной коммуникации между ведущими университетами разных стран, с другой — считал, что настоящий ученый обязан изучать мир всецело, не упуская ни единой детали и не сосредотачиваясь на каком-то одном предмете. Все это накладывалось на противостояние между католическими и протестантскими учебными заведениями и лишь усложняло обмен знаниями между выдающими умами тех лет.
Из-за того, что Ди ощущал в астрономии серьезный недостаток математики, молодой ученый отправился в 1548 году в Лёвен, один из главных университетских городов Фландрии. Джон Ди, как и его отец, был протестантом, тогда как местный ученый свет придерживался католических воззрений, однако это не помешало нашему герою сойтись с такими блестящими математиками, как Фризиус Гемма и Герард Меркатор. Гемма примерно в те годы работал над описанием триангуляции — метода геодезических расчетов, используемого в картографии и сегодня, а его ученик Меркатор придумывал глобус, рисовал подробные карты европейского континента и изобретал новые инструменты для астрономических наблюдений.
Ди и Меркатор подружились, описали вместе несколько
новых моделей Вселенной, а также, хоть и немного, но проявили себя в искусстве.
Они издали брошюру «Способ написания латинских букв, который называется
итальянским курсивом», которую с огромным удовольствием приняло на вооружение
научное сообщество. С тех пор все подписи на контурных картах и атласах стали
делать исключительно курсивом с изящными вензелями.
В Лёвене Джон Ди написал несколько трактатов по
астрономии, в 1550 добрался до Брюсселя и Парижа, где читал лекции по «Началам»
Эвклида, и даже получил предложение остаться во французской столице и стать
профессором математики. Ди от этого предложения отказался и вернулся в Лондон,
где плотно занялся изучением вечного двигателя и «волшебных драгоценных камней»
(изумрудов и рубинов), которые якобы могли быть источниками колоссальной
энергии.
В 1554 году Джон Ди написал первые статьи с критикой сложившейся
в научной среде ситуации. Эти статьи переписывали и передавали друг другу
студенты, так что довольно быстро из разряда критических они автоматически
превратились в откровенно смутьянские. И хотя в целом Ди всего лишь написал об
ущербности системы тривиума (усиленное изучение логики, грамматики и риторики)
и преимуществах его любимого квадривиума (астрономия, геометрия, арифметика и
музыка), 28 мая 1555 года Джон Ди был арестован по обвинению в «вычислениях» — составлении
гороскопов и других колдовских практиках.
Эдмунд Боннер наказывает розгами еретика. Гравюра из книги Джона Фокса «Actes and Monuments» (1563)
И попал он не абы к кому, а на суд епископу Эдмунду Боннеру, доктору канонического права и убежденному католику, которого в миру называли не иначе как «Кровавым Боннером» — за то, что в свое время он отправил на костер несколько сотен протестантов. И вот тут произошло странное, но сперва следует рассказать кое о чем еще.
Безопасно ли такое колдовство
Сторожевые Башни являются ангелами и охраняют наш мир с четырех сторон. Они были созданы в момент низвержения Адама и Евы из Рая, контролируют законы времени и судьбы. Способность выйти за пределы Сторожевых Башен дает доступ к небесным созданиям, которые никогда не соприкасались с грешным земным миром.
Нельзя считать, что енохианская ангельская магия была дарована человечеству для исполнения его воли, как дар Божий. Знание инвокации — способности призывать духовных существ, таит в себе опасность в неопределенности. Исследователи считают, что главная тайна появления енохианы кроется в замысле посланников о преобразовании земного мира.
Неизвестно кто может скрываться за вратами Сторожевых Башен — ангел или демон. Какими благими намерениями не обладал енохианский практик, магия подобного уровня способна разрушить мир, стать причиной апокалипсиса.
Исследователи енохианской магии считают, что 49 ключей предназначены для совершения пятидесятидневного ритуала инициирования разрушительных изменений, которые знаменуют конец света.
Магия, дарованная ангелами, не может причинить зло, подталкивает адепта или опытного практика на использование колдовства в различных сферах жизни. Стоит ответственно отнестись к применению енохианских заклинаний.
Цветовой круг
Цветовой круг, благодаря которому активизируется магия ангелов, может значительно улучшить вашу жизнь и помочь выстроить планы на будущее. Заранее определитесь: у каких ангелов вы будете просить о помощи. Приготовьте фломастеры нескольких цветов и бумагу.
На листе начертите окружность при помощи циркуля. Затем начертите еще одну, но с меньшим диаметром. Здесь важна точность, и разница между величинами должна составлять 1,22 см.
В зависимости от количества ваших желаний разделите круг на части. В центре запишите свое имя. В области каждого сегмента опишите желание, а на обратной стороне – имя своего ангела.
Теперь встаньте около алтаря и проведите Малый Ритуал Изгнания. Обратитесь про себя к каждому из ангелов, попросите о желаемом. Представьте, как происходит активное движение энергии, как воздействуют ангельские сущности на процесс обряда.
Начерченный круг можете оставить на алтаре, а можете повесить на видном месте. Позаботьтесь, чтобы никто не смеялся над вашей работой, так как ангелы отрицательно реагируют на негативные эмоции. И вместо помощи могут привлечь злость и ненависть.
Достигнув всех поставленных задач, вы должны снять магический заряд. Для этого подойдите к алтарю. Скажите слова благодарности и зажгите рисунок. Представляйте, как из него выходит ангельская энергия. Она принимает форму красивого золотого шара и медленно поднимается вверх, к небесам.
Предостережения
Книга Антона ЛаВея « Сатанинская Библия» включает в себя раздел «Енохианских ключей» в документе под названием «Книга Левиафана» , который якобы был частью утерянных рукописей Ди. ЛаВей адаптировал «Зови Ди», включив в него сатанинские отсылки, которых не было в оригинале.
С тех пор как писатель ужасов Г.П. Лавкрафт в своей короткой работе «История Некрономикона» (написанной в 1927 году, опубликованной после смерти Лавкрафта в 1938 году) сделал Джона Ди переводчиком одной из версий своей мифической книги запрещенных знаний «Некрономикон» ( пример использования Лавкрафтом техники «псевдо-аутентичности»), много написано, связывая Ди и енохианскую магию с «Некрономиконом» . Причудливая связь между Ди и Некрономиконом была предложена другом Лавкрафта Фрэнком Белнапом Лонгом . Современные сочинения, серьезно относящиеся к этой связи, считаются сфабрикованными.
В художественном комедийном фильме ужасов 2013 года Knights of Badassdom есть отсылки к «мистику Джону Ди и книге, которая вызывает демонов из ада».
Магия эпохи Ренессанса
Основная статья: Магические воззрения деятелей Возрождения
Основная статья: Христианская каббала
Термин церемониальная магия ведет своё происхождение от магии эпохи Ренессанса XVI века, и относится к практикам, описанным в различных гримуарах периодов Средневековья и Ренессанса, а также сборниках, подобных сборнику Йоханнеса Гартлиба. Георг Пикториус (нем.)русск. использует данный термин как синоним Гоетии.
В переводе Джеймса Сэнфорда от 1569 года сочинения Агриппы «О недостоверности и тщетности всех наук» (De incertitudine et vanitate scientiarum) () говорится: «Частями церемониальной магии являются гоетия и теургия». Для Агриппы церемониальная магия была противоположной естественной магии. Несмотря на свои опасения по поводу естественной магии, которая включала в себя астрологию, алхимию, а также то, что мы рассматриваем теперь как области естествознания, такие как ботаника, он был готов тем не менее признать её «высшей точкой естественной философии». В третьей части его основного труда жизни «О тайной философии» церемониальная магия в благом смысле — это обрядовая или религиозная магия, то есть, «та часть магии, которая учит нас исследовать и знать законы религий». С другой стороны, церемониальную магию, включающую в себя все виды злонамеренного общения с духами, в том числе некромантию и колдовство, он всецело осудил как нечестивое неповиновение Богу.
Гримуары
Основная статья: Гримуары
Гримуар — это книга, содержащая магическое руководство. Данные книги, как правило, содержат предписания по инвокации ангелов или демонов, дивинации, а также получению магических сил, и имели распространение по всей Европе начиная со Средневековья.
Зачастую маги подвергались преследованию христианской церкви, и потому их записи хранились в тайне, чтобы их владелец не был сожжен на костре. Такие книги содержат астрологические соответствия, классификации ангелов и демонов, указания по использованию магических формул и заклинаний, сведения по изготовлению микстур, вызову астральных сущностей, а также изготовлению талисманов. Магические книги в любом контексте, а в особенности книги магических заклинаний, также называются гримуарами.
Енохианская Магия
Основная статья: Енохианская магия
Енохианская магия является христианской системой церемониальной магии, основанной на эвокации Енохианских духов, и ведет своё начало от записей Доктора Джона Ди и Эдварда Келли, утверждавших, что получили данную систему непосредственно от Енохианских Ангелов. В дневнике Джона Ди содержится Енохианский алфавит, а также таблица соответствий для него. В записях утверждается, что Енохианская магия содержит в себе тайны, заключавшиеся в апокрифической Книге Еноха.
Ангельский язык Ди
Согласно Тобиасу Чертону в его тексте «Золотые строители» , концепция ангельского или допотопного языка была распространена во времена Ди. Считалось, что если можно говорить на языке ангелов, с ними можно напрямую взаимодействовать.
В 1581 году Ди упомянул в своих личных дневниках, что Бог послал «добрых ангелов», чтобы напрямую общаться с пророками. В 1582 году Ди объединился с провидцем Эдвардом Келли , хотя ранее Ди использовал несколько других провидцев. С помощью Келли в качестве провидца Ди намеревался установить прочный контакт с ангелами. Их работа, помимо прочего, привела к восприятию енохианского или ангельского языка.
Согласно лингвистическому анализу Лэйкока, синтаксис енохианских призывов почти идентичен синтаксису английского языка. Кроме того, очень скудные свидетельства спряжения енохианских глаголов напоминают английский больше, чем семитские языки, такие как иврит или арабский, которые, как утверждал Ди, были унизительными версиями исходного ангельского языка. Есть только два известных глагола со спряжениями, один из которых, «быть», очень неправильный. В то время как некоторые фонетические особенности енохианского языка показывают связь с глоссолалией, другие обнаруживают сходство с английским языком.
Принятие енохианского языка началось 26 марта 1583 года, когда Келли сообщил о видениях в кристалле 21-буквенного алфавита, характерного для этого языка. Несколько дней спустя Келли начал получать то, что стало первым корпусом текстов на предполагаемом ангельском языке. Это привело к книге Liber Loagaeth («Книга речи от Бога»). Книга состоит из 49 больших таблиц с буквами или квадратов, состоящих из 49 на 49 букв (однако у каждой таблицы есть лицевая и оборотная стороны – всего 98 таблиц размером 49×49). Ди и Келли сказали, что ангелы никогда не переводили тексты в этой книге.
Другой набор енохианских текстов был получен через Келли примерно через год в Кракове , где оба алхимика некоторое время жили при дворе короля Стефана Батория . Они поставляются с английскими переводами, обеспечивая основу для енохианской лексики. Тексты содержат 48 поэтических стихов, которые в рукописях Ди называются «Claves Angelicae» или «Ангельские ключи». Ключам назначены определенные функции в магической системе. Очевидно, Ди намеревался использовать эти Ключи, чтобы «открыть 49 Врат Мудрости / Понимания», представленных 49 магическими квадратами в Liber Loagaeth :
Хотя эти тексты содержат большую часть словарного запаса, десятки дополнительных слов скрыты в журналах Ди, а тысячи неопределенных слов (фактически второй енохианский язык) содержатся в Liber Loagaeth .
Правила игры
Фигурами игры были:
- Осирис — король;
- Изида — королева;
- Хор — рыцарь или конь;
- Аруэрис — епископ или слон;
- Нефтида — замок или ладья.
Полные правила Енохианских шахмат основаны на поздних исследованиях оккультистки Крис Залевски.
Енохианские шахматы были игрой четырёх сторон, но не четырёх игроков – обычно играли двое, и каждый играл за одну сторону, но при этом делал ходы и за своего «союзника», в качестве которого выступал вызванный им «дух», а сам он выступал в роли медиума. Собственно, в умении призвать «духа», общаться с ним, «принимать» транслируемые им ходы и заключалась оккультная практика Енохианских шахмат.
Расположение и движение фигур по доске толковалось адептами отдельно. Магические практики Ордена Золотой Зари не представляют особого интереса для шахматного сообщества, с игровой же точки зрения Енохианские шахматы являют собой любопытный гибрид шахмат Четырёх Сезонов, индийской чатураджи и больших шахмат Тамерлана, хотя отличия от всех трёх систем довольно значительны.
Члены Ордена Золотой Зари использовали особые четырёхцветные доски, каковых было четыре типа и каждая олицетворяла свою стихию.
Каждая клетка была разделена на четыре треугольника, окрашенные в один из четырёх цветов; эти треугольники сами по себе не имели отдельного игрового значения, а были только составными частями игровых полей; каждый из четырёх элементов квадранта помечается: геомантическим символом, буквой еврейского алфавита, словесным наименованием карты Таро и астрологическим знаком Зодиака. Сочетание мистических символов и шахматных фигур давали магу знание будущих событий.
Полностью скопировать расстановку индийской чатураджи на классической доске 8х8 невозможно (в современных шахматах пять типов фигур, а не четыре). Однако, несмотря на кажущуюся внешнюю сложность, в Енохианские шахматы можно играть и на классической доске 8×8 с дополненными полями. Эти четыре угловых поля (a1, a8, h1, h8 по классической шахматной нотации) являются «престолами» и имеют особые свойства, связанные с четырьмя королями. Эти клетки делают большего размера, так, чтобы на них уместилось две фигуры.
У каждого игрока в начале партии пять фигур – король, ферзь (королева), ладья, конь и слон, и четыре особые пешки. Играют две «команды», всегда синие и чёрные против красных и жёлтых. Правила Енохианских шахмат допускают восемь различных начальных расстановок, обозначаемых сочетанием четырёх стихий – огня, земли, воды и воздуха. Все восемь вариантов равноценны, ни одному не отдаётся предпочтение. Регарди упоминает о существовании 16 возможных начальных положений, но Залевски вполне резонно заключает, что расстановок только восемь, потому как остальные восемь попарно идентичны им (например, комбинации «Воздух Огня» и «Воздух Земли» выглядят одинаково, поэтому эти две расстановки объединены под общим названием «Воздух Огня и Земли»).
В частности, Младший Адепт-Теоретик Ордена должен был «тщательно изучить основные правила, по которым строятся формулы Пробуждения Обителей посредством перемещения шахматных фигур по Малым углам Енохианских Скрижалей».
Возрождение
Начиная с романтического движения в 19 веке, ряд людей и групп возродили церемониальную магию.
Фрэнсис Барретт
Среди различных источников церемониальной магии, Фрэнсис Barrett «s Волхв был процитирован Золотой Зарей, и рассматривается некоторыми в качестве основного источника. Но, по словам Алистера Кроули , возможно, самого влиятельного церемониального мага современной эпохи, большая часть этого была взята из Трех книг оккультной философии Агриппы .
Элифас Леви
Элифас Леви задумал написать трактат по магии вместе со своим другом Бульвер-Литтоном . Оно появилось в 1855 году под названием Dogme et Rituel de la Haute Magie и было переведено на английский Артуром Эдвардом Уэйтом как « Трансцендентальная магия, ее доктрина и ритуал» .
В 1861 году он опубликовал продолжение, La Clef Des Grands Mysteres ( Ключ к Великим Тайн ). Среди других магических работ Леви – « Басни и символы ( Истории и образы )», 1862 г., и «Наука об эспритах» ( «Наука о духах» ), 1865 г. В 1868 г. он написал «Великую тайну», «О оккультизм» ( Великий секрет, или Разоблаченный оккультизм ); это, однако, было опубликовано только посмертно в 1898 году.
Магическая версия Леви имела большой успех, особенно после его смерти. То, что спиритуализм был популярен по обе стороны Атлантики с 1850-х годов, способствовал его успеху. Его магические учения были свободны от явного фанатизма, даже если они оставались довольно туманными; ему нечего было продавать, и он не претендовал на то, чтобы быть посвященным какого-то древнего или вымышленного тайного общества
Он включил карты Таро в свою магическую систему, и в результате Таро стало важной частью атрибутов западных магов. Он оказал глубокое влияние на магию Герметического Ордена Золотой Зари, а затем Алистера Кроули, и именно благодаря этому влиянию Леви запомнился как один из ключевых основателей возрождения магии двадцатого века .
Герметический Орден Золотой Зари
Герметический Орден Золотой Зари (или, чаще, Золотой Зари) был магическим орденом конца 19-го и начала 20-го веков, практиковавшим форму теургии и духовного развития. Это, вероятно, оказало наибольшее влияние на западный оккультизм двадцатого века. Некоторые аспекты магии и ритуалов, которые стали ключевыми элементами многих других традиций, включая Викку , Телему и другие формы магической духовности, популярные сегодня, частично взяты из традиции Золотой Зари.
Алистер Кроули
Английский писатель и оккультист Алистер Кроули часто вводил новую терминологию для духовных и магических практик и теорий. Например, он назвал теургию «высшей магией», а тауматургию – «низкой магией». В «Книге Закона» и «Видение и Голос» арамейская магическая формула Абракадабра была изменена на Абрахадабра , которую он назвал новой формулой Эона Гора . Он также, как известно, написал магию в архаической манере как магию , чтобы отличить «истинную науку волхвов от всех ее подделок». Он также заявил, что «духи Гоэтии – это части человеческого мозга».
Джон Ди и Эдвард Келли — создатели енохианской системы
Вероятно, первые шаги по созданию нового вида оккультной практики были предприняты Джоном Ди из-за разочарования. Он был глубоко отвращён идеей невозможности постижения всех природных тайн и разгадывания всех загадок. Потому начал искать пути получения помощи Бога, ангелов, духов, возможностей общения с этими высшими сущностями без вреда для себя и своей бессмертной души.
В поиске ему помогал Эдвард Келли, медиум, а в прошлом — преступник (он был осуждён как фальшивомонетчик). Джон Ди и Эдвард Келли путешествовали вместе на протяжении шести лет, с 15383 по 1589 годы, проводили сеансы и искали следы присутствия божественных проявлений. Как утверждают современники, Джон в своей вере был честен и неподделен, в отличие от Келли, который, вполне вероятно, мог дурачить партнёра.
Эдвард Келли и Джон Ди утверждали, что создание этой системы было основано на указаниях, полученных ими от ангелов. В это поверило большое количество оккультистов, практиковавших подобную магию. Однако, другие отмечали настораживающее и смущающее сходство енохианской магии с гримуарами вроде Гептамерона за авторством Петра де Абано.
Тем более что Джон Ди был знаком с этим оккультным трудом. Масла в огонь добавлял и тот факт, что Эдвард Келли был фальшивомонетчиком и, в целом, человеком с нечистой репутацией. Некоторые даже полагали, что медиум просто дурит искренне верящего ему Джона, чтобы выманить у него деньги. Но последователи ангельской магии это мнение активно оспаривали.
Датой создания енохианской системы считается восьмое марта 1582, когда Эдвард был представлен Джону. Тот имел великолепную домашнюю библиотеку, слава о которой гремела по всей Европе, а потому к Ди часто приезжали различные ученые чтобы прикоснуться к хранящимся у него трудам и беседовать. Однако, Джон был крайне заинтересован в таланте Эдварда — способностям медиума, общающегося с высшим миром, а также ясновидца. Плодом совместной работы этого дуэта стало создание особого направления в магии, живущего и сей день.
Енохианская магия для начинающих
В отличие от прочих оккультно-магических теорий и направлений, основанная на книге Еноха магия остается целостной, утонченно-возвышенной и трудной для понимания. Даже енохианская магия для начинающих не столь легка, как иные труды. К великому сожалению, оригинальные манускрипты Джона оказались утеряны из-за произошедшего после его кончины пожара. Из-за этого ключевые аспекты созданной им теории оказались потерянными, породив в результате десятки догадок и попыток восполнить пробелы собственными интерпретациями.
Енохианская магия, заклинания которой были дарованы Джону и Келли ангелами, насчитывает в себе множество ангельских имён, стихийных символов и проявлений. Был записан свод всех полученных ученым и медиумом знаний, именуемых Великим Столом Квадратов или Элементарными Досками, в которых находятся все доступные людям знания о стихиях, существах элементальной магии, цели их сотворения, обо всём живом в эфире, живом в воде, живом в почвах, живом в пламени (которое есть огонь, а огонь хранит в себе тайну всего живого в мире), о тайнах камня, механизмов, превращений, людей и прочего.
Тисон Дональд. Подлинная магия ангелов. Энохианская магия для начинающих
Хорошим началом для изучения такой вещи, как ангельская магия, послужит изучение ее истории, а также различных письменных трудов, посвященных ей. Енохианская магия, книги о коей зачастую сложны для понимания, хорошо раскрыта в труде Тисона Дональда, называющемся «Подлинной магией ангелов». С позиции современного человека она раскрывает азы енохианской магии, открытой еще в шестнадцатом веке.
Эта магия является основой для оккультной традиции всего европейского мира. Она сочетает теургию и гоэтию, позволяет призыв и управление и небесными посланниками, а демоническими сущностями. В книге раскрыты исторический путь создания этой магии, ее инструменты, енохианский язык и его заклинания. Она рекомендована всем, кто желает познать тонкости магического искусства.
Несомненно, ангельская магия — сложная тема, тяжелый для изучения материал. Но даже к не самому умному человеку придёт знание, если он потратит часы на изучение интересующего его предмета. И, кто знает, быть может именно этому человеку предначертано в будущем стать великим магом.
….
Сегодня
По сравнению с другими теориями магии , енохианская магия часто считается поразительно сложной и трудной для понимания в целом. Одна из трудностей заключается в том, что многие исходные документы отсутствуют, а те, что существуют, иногда носят фрагментарный характер из-за истории распространения библиотеки и рукописей Ди. Части сохранившихся рукописей, написанных Ди, были утеряны. Пол Фостер Кейс фактически постулировал, что система Ди и Келли была частичной с самого начала, неполной системой, производной от более ранней и полной каббалистической системы. Это позволило появиться многочисленным интерпретациям, некоторые из которых закрепились в школах мысли с отдельными корпусами интерпретирующей литературы.
Другой причиной сложности системы является множество различных способов ее интерпретации и сложные возможности математических перестановок различных комбинаций букв, таблиц и диаграмм, фундаментальных для системы. Некоторые используют все разновидности оригинальных рукописей с советами современных практиков по интерпретации этой мифологии, которая одновременно представляет и пытается создать опыт библейской храмовой мифологии.
Третья трудность – это использование енохианского языка для заклинаний. Маги видят, что правильное произношение енохианских букв, слов и призывов является неотъемлемой частью магического успеха в использовании енохианской системы – буквы необходимо запоминать, а их произношение – изучать. К счастью, было составлено несколько компиляций енохианских слов, составляющих енохианские словари, которые могут служить удобными справочными материалами. Научное исследование Laycock (1978). Также полезен Винчи (1976). Аутентичные произношения в соответствии с использованием Герметического Ордена Золотой Зари даны Израилем Регарди в наборе обучающих компакт-дисков Золотой Зари. Енохианский словарь Регарди также переиздается в изданиях Crowley, Duquette и Hyatt, Enochian World of Aleister Crowley .
Енохианская магия составляет основу систем магии Кроули и Золотой Зари. Последние теории включают в себя то, что Джон Ди знал о славянской Книге Тайн Еноха , а также о эфиопской Книге Еноха . Многие отдельные маги или очень маленькие группы предпочитают енохианскую магию другим формам, поскольку требуемый церемониальный масштаб меньше, чем тот, который требуется для ритуальной работы в масонском стиле. С другой стороны, для правильного выполнения енохианской магии требуется сложное оборудование, включая правильные копии различных Скрижалей, диаграмм и других устройств (см. «Мебель енохианского храма» выше).
С 1974 года и до своей смерти техасский композитор Джерри Хант (1943–1993) использовал «великую таблицу» енохианской системы Ди и Келли для создания своей весьма своеобразной, экспериментальной и мультимедийной музыки, которая была описана как «шаманская». Музыка Ханта, партитуры и даже язык, который он использовал для описания своих методов, окутаны сложным эзотеризмом. Музыкальное применение енохианской магии Ханта можно услышать в его работах «Земля: пять механических потоков конвенций», «Биром (ЗОНА): куб» и «Кантегральный сегмент 18» и др.
Поскольку известно, что Ди был шпионом двора Елизаветы I, его ангельские рукописи интерпретируются как криптографические документы – скорее всего, полиалфавитные шифры – предназначенные для маскировки политических посланий (см., Например, Langford). Этот аспект рукописей не имеет большого значения для енохианских магов, но нет никаких сомнений в том, что знания Ди в области математики и сложных шифров способствовали его магической системе.