Донская икона божией матери

Была ли Донская икона Божией Матери стане Дмитрия Донского

А вообще, могла ли Донская икона находиться в стане Дмитрия Донского на Непрядве? Согласно общепринятой версии, нет. Считается, что икона была создана в начале 1390-х годов, когда Успенский собор, построенный князем, расписывали. Сам Дмитрий Иванович к тому времени уже скончался, и попечение об украшении собора легло на плечи его вдовы и старшего сына — великой княгини Евдокии Дмитриевны и великого князя Василия I.

Но есть и другая версия, с большим вниманием относящаяся к легенде о «донских казаках». Нет, казаков, конечно, на Куликовом поле не было

А вот Донская икона могла быть.

Князь Дмитрий Иванович заложил собор, как мы помним, после победы на реке Воже. И ничто не мешало ему заказать тогда же икону для строящегося собора. В таком случае, к 1380 году она уже была бы написана и, как мы уже говорили, могла сопутствовать князю в его очередном походе против «агарян». Научная датировка иконы, предполагающая зазор в два десятилетия, не противоречит этой гипотезе.

Переезд святыни из Коломны в Москву

Со слезами провожали жители Коломны любимую Богородицу Милостивую, перед которой молились их отцы и деды. Видя скорбь народа, Иоанн Грозный приказал сделать два точных списка, которые установили в Успенской церкви и на воротах города.

В Благовещенском соборе Кремля икона пребывала только в мирное время, постоянно участвуя в походах с русским воинством против ливонцев, половцев, Казы-Гирея, уже стоявшего под стенами Москвы и по неизвестным причинам бежавшего, не вступив в бой. Победы князя Голицына и взятие Азова также связывают с заступничеством Божией Матери, перед образом Которой молились воеводы.


Благовещенский собор

Ежегодно в память победы на Куликовом поле устраивались торжественные крестные ходы, когда чудотворный образ в драгоценной ризе шествовал из Благовещенского собора в Донской монастырь. Эта обитель была построена на том самом месте, откуда бежал крымский хан Казы-Гирей. Для монастыря был сделан еще один дошедший до настоящего времени список с Донской иконы. Два святых образа встречались при торжественном богослужении и большом стечении народа.

Интересно. В знамение щедрот Божией Матери, оклад иконы был украшен множеством драгоценных камней, наперсных крестов и панагий, но самым лучшим украшением были мощевики — хранилища для частиц святых мощей, прорезанных в прикладе образа.

История и сказания

Икона получила свое название, потому что была подарена солдатами Дмитрию Донскому. Ученые называют дату написания 1380 г. — 1395 гг., так что это вполне может быть правдой. Однако, большинство историков к такой версии относятся скептически. Они выдвигают собственные предположения:

Донская икона была создана для Успенского монастыря на окраине Москвы — сегодня от него практически ничего не осталось.

В середине 16 в. икону перенесли в Благовещенский собор, где она пострадала при пожаре.

Иван Грозный взял с собой этот образ в поход на Казань. Существует также легенда, что нашествие хана Гирея в конце 16 в. было отражено именно по молитвам возле иконы. В память об этой чудесной победе и основан Донской монастырь. С тех пор Донской иконе молятся, прося защиты от иноверцев. По древней традиции, каждый год проводится крестный ход в память о заступничестве Божией Матери.

Почитание образа в народе было велико, для нее изготовили золотой киот с камнями. Драгоценности были украдены наполеоновскими солдатами. После революции святыня сохранилась. Ее отреставрировали, отдали на хранение в музей — многие же другие чудотворные иконы бесследно исчезли именно в этот период.

Храмы во имя иконы

Во имя образа возведено немало храмов. Известностью пользуется Храм Донской иконы в Перловке. Это небольшой поселок в Подмосковье (Мытищи). Церковь была построена дворянином Н. С. Перловым на собственные средства. Сам поселок раньше именовался Донской слободой. Строительство было завершено за пару лет, в 1897 г. состоялось освящение.

Храм очень интересный — квадратной формы, над ним возвышается купол в виде шатра, который украшают треугольные кокошники. Эта деталь делает церковь нарядной и узнаваемой. Аналогичные элементы использованы и в других элементах строения, перекликаясь друг с другом.

Советская власть несколько раз закрывала церковь, но она постоянно вновь оказывалась действующей, благодаря усилиям служителей. Правда, перед войной здание было передано под школу, потом заселено жильцами. Первый храм был полностью разрушен со временем, его возрождение началось в 90-е года прошлого века. Ожила церковная община, ведется сбор средств на восстановление исторического здания.

На юго-западе Москвы действует известный монастырь, где целых два соборных храма Донской иконы. Монастырь является частью культурного наследия страны, имеет богатую историю. Здесь раньше находилось духовное училище, иконописная мастерская, велась хозяйственная деятельность. После революции Донской монастырь закрыли, на его территории была антирелигиозная выставка.

Монастырская жизнь возродилась в 1991 г. Сейчас обитель действует, принимает верующих. Оригинальную Донскую икону Божией Матери приносят сюда для совершения традиционных крестных ходов. Всероссийская святыня бережно хранится в сердце каждого православного, как любимый образ Царицы Небесной.

  • Феодоровская икона Божией Матери
  • Песчанская икона Божией Матери — здесь
  • Казанская икона Божией Матери — https://bogolub.info/kazanskaya-ikona-bozhiej-materi-znachenie-v-chem-pomogaet/

Храм Донской иконы Божией Матери в Перловке

Храм в честь образа Богородицы находится в Перловке. История его возникновения начинается в 1894 году. О строительстве этого храма обратился дворянин Перлов к Метрополиту Московскому Сергию. Во владении дворянина было большое количество дач, и одну из них (а именно «Перловка»), которая находилась в Московской губернии он захотел отдать во владение православным верянам.

Поэтому он обратился с прошением чтобы на его деньги построили на территории «Перловки» не приходскую одноэтажную церковь в честь Донской Божьей Матери.  Такая просьба у него возникла потому, что он хотел, чтобы дачники имели свою церковь, куда бы могли ходить на праздники. В 1896 году строительство церкви было завершено. Спустя год храм освятили.

Храм закрыли в 1980 году.  Но когда в нем точно закончились богослужения никто точно не знает. Свое второе существования храм начал с осени 1994 года. Его настоятелем был иерей Анатолий Проскурня. Храм существует и по сегодняшний день. В него можно приехать, преклонится перед иконой и обратится с искренней молитвой к святому образу.

Текст молитвы Донской Богородице:

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Донской иконе Богородицы:

Иконы

Значение Донской иконы

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно.  Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери.  Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина.  Икона «сражалась» вместе с войском.  Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля.  Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары.  Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе  — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы.  После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Полезные статьи:

На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.

Отличия композиции

На обороте Донская икона Матери Божией имеет еще одно изображение. Это картина успения (кончины) Пресвятой Девы. Считается, что образы принадлежат кисти разных авторов.

Мнения специалистов о том, кто написал икону Донской Богоматери, практически единодушны. Образ выполнен в манере Феофана Грека — учителя Андрея Рублева. В то время он работал над росписью храма в Коломне. Заказ на образ был получен от некой княгини — на память о павших русских воинах.

Образ принадлежит к древнему типу — «Умиление», его характерной чертой является то, что Богоматерь и Младенец нежно касаются друг друга.

  • Правая рука Царицы Небесной поддерживает Христа.
  • На Иисусе одета длинная туника охряного цвета — знак того, что Бог принял человеческую смертную природу. В то же время Он остался Господом.
  • Ноги Христа видны до колен.
  • Левая рука Матери указывает на Спасителя.

В жестах заключено основное значение Донской иконы. Движения рук символизируют движения духа. Богородица стремится ко Христу, как каждый человек — к Богу. Он же выказывает свою любовь, в лице Матери принимая весь мир.

Божия Матерь в традиционном одеянии — длинном покрывале, которое скрывает волосы, плечи и руки. Такие одежды носили замужние женщины. Также это знак священства Божией Матери. Женщины-мученицы иногда изображаются на иконах в облачении священников, хотя в земной Православной Церкви такого не бывает. Это показывает высокую степень духовности, верности Христу, самосовершенствования.

Донская икона Божией Матери

Этот образ Пресвятой Богородицы принесли с собой на Куликово поле донские казаки из городка Сиротина, где икона пребывала в Благовещенской церкви. После битвы казаки преподнесли её возвращавшемуся с победой святому благоверному великому князю Димитрию. Князь принёс икону в Москву и сначала поставил её в Успенском соборе Московского Кремля, а по сооружении Благовещенского собора в Московском Кремле перенёс образ туда. В память о победе на берегах Дона икона получила название Донская.

По другой версии, эта икона была поставлена князем Димитрием в Успенском соборе не Москвы, а села Коломенское. В 1558 году перед походом на Казань царь Иоанн Васильевич Грозный, остановившись в Коломенском, долго и усердно молился перед этой иконой о даровании победы русскому оружию. После взятия Казани царь распорядился перенести Донскую икону Богородицы в Московский Благовещенский собор. В 1591 году, когда значительная часть русского войска на севере страны отражала нападение шведов, крымские татары под предводительством царевича Нураддина и его брата Мурат-Гирея вторглись в Россию и, подойдя к Москве, остановились на Воробьёвых горах. Не надеясь на человеческие силы, москвичи возложили свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Царь Феодор Иоаннович приказал совершить крестный ход вокруг Москвы с Донской иконой Пресвятой Богородицы.

Накануне битвы образ был поставлен в походной церкви посреди войска, готовящегося к сражению. Всю ночь царь просил Заступницу о победе над врагами, и Она обещала ему Свою помощь. В тяжёлом бою, который длился целые сутки, русские воины одолели татар. В благодарность Пресвятой Богородице за милость, явленную через Донскую Её икону, в том же году был основан Донской монастырь, в котором был поставлен список (копия) с чудотворной иконы. Этот чудотворный список и доныне пребывает в Донском монастыре. Икона же из Благовещенского собора Кремля находится в Государственной Третьяковской галерее. Один раз в году, накануне дня празднования Донской иконы Пресвятой Богородицы, образ из Третьяковской галереи привозят в Донской монастырь, где он становится доступным для поклонения верующих. Особенностью этого образа являются характерно поставленные на левую руку Богородицы ножки Богомладенца. День празднования: 1 сентября (19 августа по старому стилю). Еще об Донской иконеДонская икона Божией Матери — одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве (1380 г.). В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

Иван Грозный забирает Донскую икону Божией Матери в Москву

Более полутора столетий Донская икона Пресвятой Богородицы находилась в Коломне. В 1552 году, перед походом на Казань, здесь останавливался Иван Грозный и молился в Успенском соборе перед Донской иконой. В летописном рассказе, повествующем об этом событии, Донской образ Пречистой впервые связывается с Куликовской битвой и победой Дмитрия Донского над Мамаем. Взятие Казани еще более возвеличило Донскую икону Божией Матери.

Ее перенесли в Москву, в кремлевский Благовещенский собор, и отныне цари, собираясь в поход против «неверных агарян» или готовясь отразить их натиск («Донская Матушка» традиционно воспринималась как защитница южных рубежей Московского государства), возносили свои молитвы именно перед нею.

В Коломне же памятником взятия Москвой одновременно Казани и Донской иконы осталась шатровая Успенская церковь Брусенского монастыря. Надо думать, коломенцы провожали свою святыню с великой скорбью (хотя Иван Грозный и позволил им снять с иконы два точных списка — один для собора, другой для ворот крепости). Никто, конечно, не смел перечить царю. Но, надо сказать, особенных симпатий к нему здесь тоже никогда не питали. Еще будучи шестнадцатилетним юношей, государь неприятно поразил жителей города своими странными играми — «на ходулех ходил и в саван наряжался». Потом он увез Донскую, а в 1568 году опричники по его приказу разорили Коломну. В общем, и здесь Иоанн Васильевич оставил по себе память недобрую. Однако это так, к слову.

Донская икона Божией Матери, о чем молятся

В православном мире верянами ценится достаточно большое количество различных образов святых. Часто люди приходят к ним с молитвами о помощи. Также им молятся с благодарностью. Как уже говорилось выше этот лик Богоматери является одним из самых почитаемых. К нему приезжают православные верующие и молятся с просьбой о:

  • Помощи на поле боя,
  • Защите врагов ,
  • О мире,
  • Исцелении от тяжких болезней,
  • Излечении различной степени ран.

Также просят у иконы напутствия на путящую жизнь и многое другое. Придя в церковь к иконе не обязательно молится специальными молитвами. Главное произносить молитву искренне от души.

Кто написал Донской образ Божией Матери

Предполагается, что Донской образ Божией Матери писал знаменитый Феофан Грек

В серьезной искусствоведческой литературе об авторстве Феофана говорится чрезвычайно осторожно (собственно, единственной бесспорной его работой признаны фрески в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде), однако стилистический анализ иконы дает, по мнению исследователей, основания для подобного вывода

Тут опять закавыка. В конце 1370-х — начале 1380-х годов Феофан Грек находился в Новгороде. И именно этот — географический — довод выдвигают часто сторонники поздней (1392 годом) датировки Донской иконы. Правда, ничего не скажешь. Феофан был в Новгороде, расписывал Спасскую церковь, а в Москву прибыл к началу 1390-х годов. А из Москвы уже мог наведаться в Коломну, чтобы и собор фресками украсить, и икону Божией Матери для местного ряда иконостаса написать.
Возразить тут следует вот что: конечно, работа над фресками требует присутствия близ «этих самых» стен. А вот икону можно написать и «удаленно», будучи хоть в Москве, хоть в Новгороде, хоть в Константинополе. Надо только знать размеры.

Такой точки зрения на историю создания Донской иконы придерживается, в частности, коломенский писатель Р. В. Славацкий. Он же говорит о том, что и Успенский собор некоторое время именовали — по иконе — Донским.

Об изначальной принадлежности Донской иконы Успенскому собору сообщает, кроме прочего, образ Успения Божией Матери, написанный на ее обороте. Образ этот создан, судя по всему, также Феофаном Греком (искусствоведы предпочитают менее обязательную формулировку — «мастер круга Феофана Грека»),

И вот что интересно: после битвы на реке Воже русское войско возвратилось в Коломну к Успеньеву дню. И именно в Успеньев день собралось в Коломне спустя два года, чтобы идти к Дону.

Божия Матерь Помощница в духовной борьбе

Важно! К Донской Богоматери приходят с житейскими трудностями, столкнувшись со сложным выбором, находясь в борьбе с внутренним врагом. В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским»

В проповеди, посвященной празднику государственной святыни, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят… Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским».

При желании каждый верующий человек может перед этим образом молиться обо всем, что волнует его душу. Не обязательно соблюдать строгую классификацию для молитвы перед иконой.

Посмотрите видео о Донской Богородице

Добавить комментарий