История возникновения Дмитриевской родительской субботы
По утверждению архиепископа Димитрия, именно установление Дмитриевской субботы способствовало отмене языческих погребальных обрядов — тризн. Тризны служили у язычников при погребении покойника, во время них исполнялись ритуальные пляски, песни и даже состязания воинов. Покойника сжигали на ритуальном костре, около которого потом устраивали тризны, позднее превратившиеся в поминки.
День поминовения усопших в начале ноября был установлен самим великим князем Дмитрием Донским, а благословил это начинание Сергий Радонежский.
В 1380 году произошла битва на Куликовом поле, в ней погибли несколько сотен тысяч русских и два инока, которых похоронили под стенами Троице-Сергиевой обители. В память о павших воинах Дмитрий Донской предложил отмечать день поминовения перед праздником святого Димитрия Солунского.
Это предложение было принято, ибо победа русских стоила тысяч жизней отцов, мужей и сыновей, которых оплакивали в семьях. Дмитриевская суббота празднуется накануне дня памяти великого Димитрия Солунского, 8 ноября. Субботний родительский день отмечается в ближайшую перед этим праздником субботу.
Для сведения! 4 ноября православный мир отмечает день иконы Матери Божьей, при совпадении этого дня с родительской субботой, она переносится на последнюю субботу октября.
Зачем приносят еду на канун
Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:
— Приносить подукты в храм — «на канун» — это древняя практика совершения общих тризн, то есть поминовений усопших. По традиции, прихожане храма собирали больший общий стол, для того чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей. Сейчас продукты, которые верующие приносят и кладут на специальный столик, идут потом на нужды прихода и на помощь малоимущим людям, которых приход опекает.
Мне кажется, это добрый обычай — помогать нуждающимся или облегчать бремя людей, которые служат в храме (конечно, это не только священнослужители, но и свечницы и все те, кто бесплатно, по воле сердца помогает в Доме Божием). Принося продукты в храм, мы и служим ближнему, и поминаем наших усопших.
Современный этап
Ночная подсветка башни. 2019 год
Спустя два года после распада Советского Союза, в 1993 году, над воротами башни была установлена икона основателя Нижнего Новгорода — князя Юрия (Георгия) Всеволодовича. В проезде башни расположились сувенирные лавки, а печуры были приспособлены под склады, для чего их оборудовали дверями. Сейчас на втором этаже башни располагается выставочный зал «Дмитриевская башня», в котором проходят исторические выставки из фондов Музея-заповедника. Также через башню можно попасть на кремлёвскую стену. Вход на неё платный.
Дмитриевская башня, равно как и весь кремль, сейчас находится в неудовлетворительном состоянии. Реставрация башни не производилась уже более 60-ти лет. Наружная кирпичная кладка со временем разрушается и осыпается, а оказавшийся под землёй нижний ярус подтопляют грунтовые воды. Башне требуется не просто ремонт, а полная её реконструкция с возвращением первоначального облика, в том числе и воссоздание выносного укрепления. А это невозможно без восстановления изначального профиля рва. В идеале — на всей площади Минина и Пожарского.
Дмитриевская родительская суббота что нужно сделать в этот день
Опубликовано: 28.10.2017, 13:00
Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле.
В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, – у православных принято поминать усопших родственников.
В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери (4 ноября).
“Обозреватель” решил выяснить, какие традиции стоит соблюдать в этот день.
Дмитриевская суббота – это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.
История праздника
Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.
Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна – это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда “поминок”.
Традиции, или что надо сделать в этот день
С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли “прощальные поминки” по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались “дедами”, а в субботу скоромными и назывались “бабами”. Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался “Пиром козла”, где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.
На Дмитриевскую субботу было принято печь обрядовые пироги, относить их на могилы и оставлять для душ усопших.
В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойников, причем различные по форме для мужчин и для женщин.
Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций – языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.
В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.
Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас – поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.
Отметим, Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.
По материалам: “Обозреватель
Новости по теме:Родительская суббота накануне Троицы: что надо сделать и чего делать нельзяЗапорожцев на Троицу ждут в храмахСуббота, 21 августа, будет рабочей17 апреля — День окружающей средыЛазарева суббота 20 апреля: приметы и суеверияВ Запорожской области за один день – три утопленника
О Дмитриевской Родительской Субботе
Весь православный мир со скорбью в сердце молится за усопших, тех, кто покинул бренную Землю. Особенно за воинов, проливших свою кровь на войнах прошлых, вчерашних и сегодняшних. В этот день вспоминают и молятся за своих родителей, оставивших этот мир. Люди идут в церкви и храмы, к могилам усопших.
Что нужно делать в день Дмитриевской Родительской Субботы
Накануне (в пятницу) приготовьте канун. Вспомните о тех, кого нет рядом с вами.
Ранним субботним утром идите в церковь на заупокойное богослужение, горячо помолитесь за души умерших. Если по каким-то причинам вы не сможете этого сделать, молитесь дома, а записочку с именами усопших близких вам людей с кем-то передайте и попросите поставить поминальные свечи.
В церковь обязательно нужно взять угощения для неимущих, поминая своих родных. Поставьте свечи на специальный столик –канун, к Распятию. Туда же кладите поминальные угощения, которые потом будут розданы всем нуждающимся, чтобы и они помолились за души усопших перед Господом нашим Спасителем.
В этот день идите на кладбища к могилкам умерших родственников. Оставьте на столике или лавочке конфеты и печенье, чтобы люди смогли съесть их, поминая в своих мыслях и молитвах. Вспоминайте об усопших и при поминальных трапезах.
Что мы можем делать для ушедших – просить о блаженном их успокоении в своих молитвах к Творцу. В день Дмитриевской Родительской субботы не говорят «пусть земля будет пухом», а нужно говорить «Царствие небесное». В эту субботу молитва, которая обращена к Богу за души усопших самая сильная. Помните об этом и горячо молитесь.
Что готовят на поминальный обед в Дмитриевскую Родительскую Субботу
Поминают усопших, собравшись всей семьей. На стол ставят свечи и зажигают их. Души усопших родных спускаются на огонек, чтобы посмотреть, как родственники чтут о них память, как сберегают наследство. Взрослые подводят итог прожитого, молодые получают урок, слушая о добрых делах предков. На столе выставлено, как правило, двенадцать блюд и среди них те, которые любили умершие близкие люди.
Издавна на поминальные трапезы пекли пироги и блины, готовили ритуальную кутью, кисели медовые и овсяные. Главными и традиционными блюдами были свиная фаршированная голова и кутья.
Рецепты кутьи поминальной
Пшеница с маком
Для этой кутьи понадобится:
- пшеница (400 гр);
- мак (1 ст);
- мед (1/2 ст);
- сахар, если нет меда (1/2 ст);
- вода, соль, сахар.
Перебираем пшеницу и промываем. Засыпаем в закипевшую воду. Доводим до кипения и откидываем на сито. Пшеницу обливаем холодной водой. Даем стечь.
Вновь перекладываем в кастрюлю или чугунок и заливаем уже холодной водой. Еще раз даем закипеть. Закрываем крышкой и ставим в духовку. Там пшеница постепенно будет упревать. Как только станет мягкой, даем остыть.
Промываем мак и обдаем кипятком, потом водой холодной. Толчем его в ступке, пока не побелеет. Добавляем к маковой массе мед (сахар). Чуть подсаливаем. Пшеницу и сладкий мак смешиваем. Чтобы кутья не была густой, добавляем воду, что варилась пшеница.
Рис, изюм и миндальное молочко
Для этой кутьи нужно взять:
- рис (250 гр);
- сахар (1/2 ст);
- изюм (1 ст);
- миндальное молочко (1:1 сладкий миндаль и вода);
- корица.
Варим рис до готовности. Добавляем к нему сахар, изюм (ошпаренный предварительно кипятком) и корицу. Все перемешиваем и немного прогреваем.
Готовим миндальное молочко: ядрышки миндаля засыпаем в дуршлаг и погружаем его в кипящую воду (10 сек). Очищаем оболочку и растираем ядра в ступке, добавляя немного холодной кипяченой воды. Когда получится однообразная масса, дольем остаток воды и процедим молочко через марлечку.
Выжимки из оставшихся ядрышек растираем в ступке и разводим водой. Отжимаем и процеживаем. Соединяем с уже готовым первым молочком. Рис заливаем миндальным молоком и кутья готова.
Кутью нужно всегда делать не спеша и с молитвами. Вспоминайте своих умерших родственников и друзей. Молитесь о душах их.
Особенно важно достойно отметить Дмитриевскую родительскую субботу
Что такое родительская суббота
Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах.
Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.
Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Православные традиции Дмитриевской субботы
В Родительскую субботу христиане обязательно присутствуют в храме при панихиде и литии, после чего вспоминают почивших родственников на поминальных обедах. Если позволяют обстоятельства, то следует посетить могилу умерших родителей и близких, для этого часто люди едут из разных городов и селений.
Совет! При отсутствии возможности побывать на могиле родных, а также посетить храм, обязательно читается утренняя молитва
Молитва о почивших
Молитва об умерших людях — неоценимая услуга усопшей душе. Почившему человеку не нужны памятники или поминальные трапезы, это чисто русские традиции, но душа усопшего вечно жива, и она нуждается в постоянной молитве.
В родительскую субботу христиане обязательно посещают храм
При этом следует назвать имена усопших, которые в православных семьях, как правило, записаны в помяннике. Бог есть любовь, и долг каждого христианина исполнять заповедь об отношении к ближнему с любовью.
В храме можно подавать записки на церковное поминовение только с именами крещенных в православии людей. Если вы хотите помолиться о близком человеке, который по каким-то причинам при своей жизни не принят Таинство Крещения — вы можете это сделать сами, в своей личной молитве. \
Поминовение в храме
По православной традиции родственники усопших приходят на храмовое служение, которое начинается в пятницу, накануне Дмитриевской субботы. Во время парастаса читаются молитвы за почивших, им же посвящены тропари и песнопения.
В храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты
В субботу после Божественной Литургии служится панихида, перед которой христиане подают записки с именами усопших, записанными желательно печатными буквами в родительном падеже.
Поминать кого? Александра, Марию и других. Писать надо полное имя.
Важно! По православной традиции в этот день в храм приносят хлебные изделия, сладости, мед, орехи, фрукты, но запрещено класть на канон мясные и спиртные изделия. Некоторые христиане в качестве пожертвования приносят муку для выпечки просфор, вино для причастия, масло для зажигания лампад
Некоторые христиане в качестве пожертвования приносят муку для выпечки просфор, вино для причастия, масло для зажигания лампад.
Среди зажженных свеч, хорового песнопения при каждении фимиама стоят живые христиане и почившие души. Они незримо присутствуют при поминальной молитве, в которой звучат наши прошения и утешения, возношение хвалы великому и милостивому Всевышнему Богу-Отцу, Сыну и Святому Духу.
Родительская суббота: православные поминают родных и близких
Советский период
Красный флаг на Дмитриевской башне
В советское время со шпиля башни убрали символ самодержавия — двуглавого орла и разместили на нём флаг СССР. Его поднимали в торжественных случаях — при проведении праздников и парадов. Кремль был перекрашен в красный цвет.
Музей находился в Дмитриевской башне по 1919 г. Затем экспонаты и картины были вывезены и распределены по другим местам. Некоторые из них уничтожались, как наследие прошлой эпохи. После этого в башне долгое время располагался цех декораций для Театра оперы и балета.
Позднее существование башни оказалось под угрозой — в -1937 годах её планировалось снести при расширении Советской площади. По проекту ленинградского института «Гипрогор» расширенная площадь должна была проходить через кремлёвскую территорию до Дома Советов. Нижегородский кремль воспринимался властями как «памятник алчного феодализма и царского самодержавия», поэтому разрушение «мешающих» стен и «переделанной» башни не вызывало сомнений. Но этому проекту не суждено было сбыться из-за начавшейся войны. Дмитриевская, в отличие от Тайницкой, Северной и Часовой башен, не была задействована в противовоздушной обороне.
Основная статья: Бомбардировка Горького
В 1953 году башня была отреставрирована, было убрано крыльцо с лестницей. Подъём к верхнему помещению устроили внутри кремля, на месте бывшей городовой лестницы. Деревянные конструкции крыши заменили на металлические, но уже в 1963 году её пришлось менять заново из-за большого пожара. А спустя два года на шпиле башни установили позолоченный герб города — шагающего оленя.
Славянские традиции код
Сербские задушницы. Ранее 1918 года
Иван Мырквичка. Задушницы у болгар, 1890
Другие названия | код
рус. Дмитровская, Дмитриевская родительская, Поминальная, Вселенская, Дедова суббота; белор. Асяніны, Змітроўскія дзяды, Змітроўка; укр. Вечеря дідів, Діди, Осінні Діди, Дідівські суботи, Дідівська днина, Баби, Дмитрівська поминальна субота, Дмитрівська батьківська субота, Поминальниця; болг. Димитровска задушница, Голяма задушница, Митровско одуше, Усенско одуше, Архангелова задушница; макед. Митровденска задушница, Митровски мртвен; серб. Митровске задушнице, Затворне задушнице.
Традиции | код
Ещё в начале XX века русские Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».
В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим (в отличие от весенних: радоницких и троицких). В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.
Во многих местах России поминовение близких в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось трапезой с выпивкой, воспоминанием добрых качеств и поступков усопшего. Обычной едой на поминках были: кутья, овсяный кисель с сытой и молоком, пироги, блины, коржи, кныши, лепёшки. Также могли принести молочную кашу, яйца всмятку, калачи, сытники. Из напитков — пиво, а с середины XIX века — водка. Верили, что покойник также участвует в поминальной трапезе на могиле, поэтому не пировать над прахом считалось грехом. Во время трапезы вспоминали добрые качества и поступки усопшего. Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах.
В Вятской губернии в Дмитриевскую субботу или другой осенний праздник молили старую наседку, трижды высидевшую цыплят (троецыплятница, куретёна): птицу закалывали и устраивали трапезу для вдов и старух.
Родительский день в Белоруссии. XIX век.
В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября. Македонцы называли этот день — митровденска задушница, митровски мртвен. Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причем различные по форме для мужчин и для женщин.
В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровске задушнице, затворне задушнице) входит в число четырёх главных поминальных суббот в году. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу.
Болгары осенний поминальный день () отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница, страндж. Митровско одуше, есенско одуше) или в субботу перед Михайловым днём, 8 ноября (болг. Архангелова, Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша, капанск. душна събота). Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года. В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви, тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви.
Поговорки и приметы | код
- Дмитриева суббота — кутейникам работа.
- Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.
- На дедовой неделе и родители вздохнут.
- Жили деды́ — не знали беды́, а внуки познали муки (белор. Жылі дзяды — не бачылі бяды, а ўнукі набраліся мукі).
- Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу.
- Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.
Молитва детей об усопших родителях
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или:отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея)зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь
Строительство
С первой половины XVI века на Руси происходила перестройка старых крепостей. Новый Нижегородский кремль был заложен в 1500 году, а его форсированное строительство велось с 1508/09 г. Предположительно, строительство полностью было завершено только после 1516 г.
В кремле насчитывалось 13 башен, центральной из которых стала Дмитриевская. Она получила своё название или в честь князя Дмитрия Константиновича, или, по другой версии, от церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского, построенной князем Дмитрием перед башней в 1378 г. Первое известное упоминание о постройке Дмитровской башни имеется в Хронографе 1617 г.:
Позже в нижегородских летописях произошло объединение этого сообщения с другим, сообщающим о прибытии в город мастера Петра Фрязина, для копки рва под каменную стену. В итоге получилось, что Пётр Фрязин пристроил к уже стоявшей башне XIV в. каменную стену длиной в 7 вёрст. Причём это длина внешнего укрепления Нижнего Новгорода — Большого острога.
Следующее упоминание о башне было сделано в июле 1540 года:
Вооружение
Как центр обороны в верхней части кремля, Дмитровская башня и прясла рядом с ней имели 70% всей артиллерии кремля. В 1621—1622 гг. там находилось 5 медных пищалей (в том числе одна «казанская»), стрелявших ядрами весом от 0,6 до 1,2 кг. При них состояли 8 пушкарей. В период 1621—1629 гг. у каждой пушки и пищали был свой пушкарь.
В 1663 году на вооружении башни числилось 63 крепостных ружья и 7 пищалей, из которых самая крупная («медная гладкая… в станке на колёсах») могла вести огонь ядрами весом 1,4 кг.
К 1697 г. Нижний Новгород утратил военное значение. В этом году на «новом раскате у Дмитровских ворот» стояло 9 пищалей и два тюфяка — орудия, стрелявшие дробом. Из-за обветшания башни, часть орудий из неё вынесли на прясла. Обслуживало башню всего два пушкаря.
В 1704 г. на весь кремль приходилось три пушкаря, а в 1705 г. всё годное вооружение из кремля было отправлено в Казань.
Литература код
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. — М.: Гос. учебно-педагог. изд-во, 1957. — 239 с.
- Жертва, жертвориношение / Бушкевич С. П. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 208–215. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Задушницы / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 248. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Дмитровка // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
- Коринфский А. А. Последние назимние праздники // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 445—456.
- Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
- Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). — К., 1869.
- Русские: народная культура (история и современность) / отв. ред. И. В. Власова. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. — Т. 5: Духовная культура. Народные знания. — 376 с. — ISBN 5-201-14610-4.
- Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 1). — М.: Университетская типография, 1837. — 243 с.
- Терещенко А. В. Быт русского народа. Часть III. — СПб.: Типография военно-учебных заведений, 1848. — 130 с.
- Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М.: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3.
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
История башни в Новое время
Перестройка XVIII века
Дмитриевская башня после перестройки и засыпки рва
Этот период ознаменовался для башни крупными потерями. С 1782 г. начались её разрушение и перестройка. В первую очередь, в 1782—1783 гг. была произведена разборка моста и отводной стрельницы. А в 1785—1790 гг. проводится полная реконструкция кремля. В это время вся часть башни выше проезда была основательно переделана: была уменьшена толщина стен, на месте бойниц появились прямоугольные окна, сооружена низкая покатая железная кровля. Кроме того, в нижних ярусах были произведены переделки, нарушившие систему сообщений между казематами, а рядом с башней с внутренней стороны была разобрана лестница, ведущая на стену. Башню белили, а кровля была покрашена в красный цвет (как и во всём кремле). В 1815 г. справа от башни, ближе к Арсеналу, появились дополнительные проломные ворота (сейчас не существуют). В 1834—1837 гг. был засыпан сухой ров, что понизило высоту Дмитровской башни почти на 6 метров. При этом нижний ярус башни и остатки предмостного укрепления оказались под землёй.
В конце XVIII — начале XIX века в башне размещались полковые дела, а на самом верху — гарнизонная школа для солдатских детей. В то время вся крепость пришла в плачевное состояние, так как вся её кирпичная кладка обветшала. В 1857 году здание было переоборудовано под архив губернского правления. Архив находился там вплоть до 1867 года. Позже башня долгое время пустовала, всё больше разрушаясь.
Перестройка 1895 года
Башня после перестройки под художественный музей в 1895 году
В 1894 году была начата новая реконструкция башни. Автором проекта и руководителем реконструкции стал архитектор Николай Султанов. Ему было поручено переделать её под художественно-исторический музей. Для этого нужно было вернуть башне её ведущее положение в Кремле. За основу он взял Покровскую башню Новгородского детинца. Дмитриевская башня при этом снова сильно преобразилась. Получил усиление, находящийся над пустым помещением, пол проезда. Выше проезда было устроено одно помещение высотой в два яруса, которое освещалось двумя рядами больших окон и стеклянным фонарём на крыше. Был полностью перестроен верхний ярус. Вместо прямых зубцов появились большие окна, оформленные под нависающие машикули. Выше были надстроены мерлоны западноевропейского типа. Они являются декоративными, так как их нижние проёмы устроены на уровне покатого перекрытия за парапетом и являются водостоками. На открытой верхней площадке для освещения экспозиции был устроен стеклянный фонарь (по замыслу его не должно было быть видно из-за парапета), который прикрывает пирамидальная крыша, имеющая покрытие в виде металлической чешуи. На передней и задней сторонах крыши расположено по паре слуховых окон. Верхушку венчал двуглавый орёл в стиле государственного герба Ивана III, при котором началось строительство каменного кремля. С внутренней стороны, на углах, за парапетом, находились две дымовые трубы. Вход в музей осуществлялся с крыльца снаружи кремлёвской стены, слева от башни. От него по пробитому проёму в стене, поднималась лестница, которая соединялась с застеклёнными «сенями» — галереей, устроенной сзади башни. На верхнюю площадку можно подняться только по «пожарной» лестнице на внутреннем фасаде башне.
Музей был открыт в 1896 году. На торжественном открытии музея присутствовал император Николай II с супругой. Напротив Дмитриевской башни — на Благовещенской площади, в 1913 году прошёл большой праздник в честь 300-летия семьи Романовых. У стен кремля прошёл военный парад, а в Спасо-Преображенском соборе был отслужен молебен. Годом позже, в 1914 году, началась Первая мировая война, и от неё воинские подразделения отправились на фронт. Башня в то время функционировала как музей.