Горячие новости

Свя­то­оте­че­ские выска­зы­ва­ния о име­ни­нах

«Имена у нас стали выби­рать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выби­райте имя по свят­цам: или в какой день родится дитя, или в какой кре­стится, или в про­ме­жутке и дня в три по кре­ще­нии. Тут дело будет без всяких чело­ве­че­ских сооб­ра­же­ний, а как Бог даст, ибо дни рож­де­ния в руках Божиих. свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Святая Цер­ковь, зная, что немно­гие спо­собны от себя наре­кать имена, при­но­ся­щие с собою бла­го­сло­ве­ние, учре­дила пре­крас­ный обычай от святых заим­ство­вать имена, кото­рые по бла­го­дати святых всегда бла­го­зна­ме­на­тельны и спо­собны при­не­сти с собою бла­го­сло­ве­ние. Но притом осо­бенно благо мла­денцу, кото­рому дают имя свя­того не по обычаю только, но по вере и любви к свя­тому». свя­ти­тель Фила­рет, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский

«Ребе­нок должен быть посвя­щен, вернее, вручен хра­не­нию, защите, молит­вам того свя­того, имя кото­рого ему дается. Роди­тели должны были бы выби­рать свя­того, кото­рый для них что-то значит, то есть житие кото­рого их чем-нибудь пора­зило или кото­рый по чему-нибудь связан с зача­тием этого ребенка. В старой России (веро­ятно, это и теперь еще порой дела­ется) кре­стили ребенка именем того свя­того, в день кото­рого были кре­стины. В этом есть какой-то смысл, при усло­вии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освя­ще­ние нового храма во имя дан­ного свя­того Роди­тели должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие свя­того, что в нем есть, что пора­жает их не бла­го­зву­чием имени, а внут­рен­ним обли­ком, почему они хотят, чтобы их ребе­нок был под защи­той этого свя­того или, во всяком случае, чтобы этот святой осо­бенно молился о нем. Поэтому наиме­но­ва­ние ребенка может иметь гро­мад­ное зна­че­ние». свя­ти­тель Феофан, Затвор­ник Вышен­ский

«Мы носим имена святых, кото­рые про­жили жизнь и осу­ще­ствили на земле своё при­зва­ние; мы им посвя­щены, как храмы посвя­ща­ются тому или дру­гому свя­тому; и мы должны вду­мы­ваться и в зна­че­ние его имени, и в ту лич­ность свя­того, кото­рая нам доступна из его жития. Потому что он не только явля­ется нашим молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком, но в какой-то мере и обра­зом того, чем мы могли бы быть. Повто­рить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или дру­гого чело­века, свя­того или даже греш­ника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно». Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский

Определение дня именин

Чтобы определить день именин, в Церкви сложилась следующая практика: если в церковном календаре встречаются несколько дней памяти святым, тезоименитых с вами (тезоименитый – соименный, с тем же именем), то вашим днём Ангела будет ближайший из этих дней после вашего дня рождения вперёд по календарю.

Святой же, память которому совершается в этот день, и будет вашим небесным покровителем (именины).

Если вашему святому совершается в течении года несколько дней памяти, то ближайший день после вашего дня рождения – это день ваших именин, остальные же дни его памяти называются малыми именинами. Правила эти рекомендательны, но не обязательны. По желанию каждый может выбрать своим небесным покровителем любого соимённого с ним святого и праздновать именины в день его памяти. Если ребёнок назван неправославным именем, то при крещении обычно выбирается созвучное православное имя и именины у него определяются по православному имени.

Святые имеют разные наименования: пророки, апостолы, мученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные.

Пророки – святые, которые, по внушению Святого Духа, предсказывали будущее, преимущественно пророчествуя о пришествии, смерти и Воскресении Спасителя. Они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь, а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали христианскую веру по всем странам. Сначала их было двенадцать, потом к ним прибавилось ещё семьдесят. Двое из апостолов, Пётр и Павел, называются первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.

Святые, которые подобно апостолам распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными. Это, например, благоверные цари Константин и Елена, святая великая княгиня Ольга, благоверный великий князь Владимир, святая просветительница Грузии Нина, святая Мария Магдалина, первомученица Фёкла и другие.

Мученики – это христиане, которые за веру во Иисуса Христа приняла жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесённых ими мучений они позже скончались мирно, то их называют исповедниками. Раньше других пострадали за Христову веру архидиакон Стефан и святая Фёкла, поэтому их называют первомученниками.

Умершие за святую веру после особенно тяжёлых (великих) страданий, каким подверглись не все мученики, называются великомучениками: например, святой великомученик Георгий Победоносец, святые великомученицы Варвара, Екатерина и другие.

Святители – епископы, угодившие Богу своею праведной жизнью и послужившие Церкви Христовой, как, например, святитель Николай Чудотворец, святитель Алексий, митрополит Московский, и другие.

Святители и священники, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей Христианской Церкви.

Преподобные – праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в целомудрии, посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Таковы, например, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Мария Египетская и многие другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Праведные проводили богоугодную жизнь в миру, будучи семейными людьми, как, например, святые праведные Иоаким и Анна и другие.

Первые праведники на земле, родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами. Например, Адам, Ной, Авраам и другие.

Бессребреники безвозмездно, то есть без всякой мзды, не требуя за свои труды вознаграждения, исцеляли болезни, как телесные, так и душевные. Таковы, например, Косма и Дамиан, Кир и Иоанн и другие.

Юродивые Христа ради – люди, которые ради Христа представляются миру по наружным поступкам безумными, но на самом деле исполнены  духовной мудрости. Таких людей ещё называют блаженными.

Имя при крещении

По православным канонам имя должно даваться младенцу через 8 дней после его появления на свет и выбираться исходя из того, память каких святых чтят в этот день. Например, если ребенок родился 11 января, то мальчика можно назвать Вениамином, Георгием, Иваном или Фаддеем, а девочку – Анной, Варварой, Евдокией или Натальей. Однако эти правила редко соблюдаются. Обычно священнослужитель читает молитву о наречении непосредственно перед крещением. К тому же далеко не всех родителей устраивает столь узкий выбор имен, привязанных к определенной дате, поэтому очень часто день рождения ребенка и день его именин – это совершенно разные даты.

Проблемой еще может стать и то, что подобрать имя по дате рождения в святцах иногда не представляется возможным. Например, 1 января чтят память только святых мужчин, ни одного женского имени в церковных книгах в этот день нет. Поэтому придется выбирать одно из имен святых, день памяти которых приходится на ближайшие даты.

Иногда родители сами выбирают имя, а потом в святцах ищут день именин. К примеру, если мальчика хотят назвать Андреем, то обряд крещения могут назначить на 13 июля – день апостола Андрея Первозванного, если девочку решили назвать Ириной, то с крещением можно подождать до дня памяти великомученицы Ирины Македонской – 18 мая.

Разумеется, в святцах не содержатся абсолютно все существующие имена, а учитывая то, что родители все чаще называют своих детей редкими или иностранными именами, которых в святцах точно не найти, приходится подбирать другое. Чаще всего в церковной книге просто ищут имя, наиболее созвучное тому, которым нарекли ребенка родители. Например:

  • Полина – Аполлинария;
  • Арина – Адиадна, Марина или Ирина;
  • Жанна – Иоанна;
  • Тимур – Тимофей;
  • Илона – Илария;
  • Станислав – Святослав;
  • Алиса — Александра или Елизавета;
  • Артур – Артемий;
  • Алина – Инна, Ангелина или Елена;
  • Мирослава – Миропия или Мария;
  • Дина – Евдокия;
  • Анжелика – Ангелина;
  • Ратмир – Роман.

Но не всегда выбор основывается на принципе созвучности, ведь созвучных имен в святцах может попросту не оказаться. В таких случаях ребенку при крещении дают имя, которое ближе всего по значению. Наиболее частые варианты:

  • Богдан означает “Богом данный”. Наиболее близкое к нему по значению имя в святцах – Феодот, ведь переводится с греческого точно так же.
  • Светлана означает “светлая”. Это имя появилось только в позапрошлом веке, тогда же и получило широкое распространение, поэтому в святцах его нет. Светлану при крещении нарекают Фотинией в честь преподобной Фотинии Палестинской или мученицы Фотинии Самарянки, ведь это имя имеет такое же значение.
  • Раиса в переводе с греческого означает “легкая”. В святцах упомянута только одна святая с похожим по смыслу именем – Ираида.
  • Злата, как нетрудно догадаться, означает “золото”. Это имя было широко распространено среди славян, но в христианских источниках не упоминается ни одного похожего, поэтому Злату крестят как Хрису.

С 21 мая по 21 июня

Святые заступники рожденных в этот период – Алексей

,чудотворец и митрополит Московский (к нему обращаются с молитвами о семейном благополучии и мирной жизни) иКонстантин .

Рожденные с 21 мая по 21 июня просят защиты у икон Богоматери «Взыскание погибших»

,«Неопалимая Купина» и «Владимирская» .

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака, одиноким девушкам обрести удачное замужество, о здравии и благополучии детей, об освобождении от пороков, о погибающих детях, об исцелении болезней и болей, от недуга пьянства, о возвращении заблудших в Церковь. Также молиться образу могут люди, которые потеряли всякую веру во что-нибудь хорошее и отвернулись от Господа.

Перед иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожаров и молний, об исцелении физических и психологических недугов, об избавлении от совершенных грехов, от необдуманных поступков, о защите в бою.

Перед иконой пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся о принятии верного решения, о примирении враждующих, о смягчении злых сердец, о браке без ссор и раздоров, об исцелении немощи телесной и душевной, о силе в тяжелый период жизни, о защите от врагов, а также об исцелении бесноватых.

Значение имени для христиан

Традиция нарекать детей, как только они появились на свет, существует не одно тысячелетие. Для наших предков в первую очередь это служило отличительным знаком среди других членов социума. Также имя определяло социальное положение и статус носителя. Сегодня это ярко иллюстрируют церковные имена, которые принимают священнослужители, обретая тот или иной сан.

Именины – очень важное событие для верующего человека

Нарекая ребенка, его родители как бы предопределяют дальнейшую судьбу малыша. Если имя выбрано правильно, жизненный путь будет легким, а человек проживет свой век рука об руку с божьей благодатью и удачей.

Ранее детей называли только по имени святого, в день которого ребенок родился. Православные христиане придают этой традиции особый сакральный смысл, ведь во время крещения происходит установление связи между душой и Всевышним. Обретая имя небесного тезки, малыш получает некоторые его личностные черты, а также идет по жизни похожим путем.

Разница между именинами и Днем ангела

В христианстве День ангела и именины являются синонимами. Однако небольшие различия все же имеются. Когда младенец появляется на свет, согласно современным церковным правилам, через сорок дней его следует принести в храм для совершения обряда крещения. Ранее к выбору имени подходили очень серьезно и заглядывали в православный календарь. Если ребенок родился в день определенного святого, такое имя ему и давали. Родители считали, что это угодно Богу.

День ангела и именины — в чем разница между этими праздниками? Для христиан разницы никакой нет, поскольку особого значения она не имела. Главное то, что в процессе крещения между ребенком и святым покровителем устанавливалась духовная связь. Получалось, что крестины малыша и именины совпадали, и грань между этими понятиями постепенно стиралась. Крещенская вода в купели очищает новорожденного, а Господь дарует человеку в этот момент ангела-хранителя. Именно поэтому процедуру крещения называют еще и покровительством свыше.

Подарки

На день Ангела принято одаривать виновника торжества подарками, которые, согласно традиции, должны содержать религиозную принадлежность, будь то красивая свеча, полочка для икон или сосуд для святой воды. Протоиерей Андрей Устюжанин советует в качестве презента в данном случае рассматривать разнообразные духовные видео- или аудиозаписи, церковную литературу, Евангелие, способствующие внутреннему росту человека.

Уместно будет преподнести имениннику икону с изображением святого, являющегося его небесным покровителем. Если же таковую найти не удается, из-за того что человек наречен редким именем, рекомендуется принести ему в дар икону Всех святых, на коей символически представлены все прославленные Православной Церковью святые.

В наши дни в храмах можно приобрести специальные поздравительные открытки, приуроченные ко Дню Ангела, в которых уже присутствует торжественный текст подобного содержания: «Примите поздравления с Днем Вашего ангела. Желаю Вам и молю Господа о Вашем долгоденствии, мирном течении Вашей жизни в счастье, душевном спокойствии, в добром здоровье по молитвам Вашего святого небесного покровителя».

В старину непременным атрибутом чествования именинника были полевые цветы. Тем, кто отмечал праздник в холодные месяцы, дарили засушенные букеты и охапки колосков.

Историк Николай Костомаров отмечал, что на День Ангела подарки подносились даже царям. Каждый купец был обязан отослать государю свой презент, который попадал на казенный двор, где спустя некоторое время устраивалась распродажа подарков. Случалось так, что торговцы могли выкупить свое подношение, а на следующий год вновь отправить его правителю.

Как узнать своего Святого Покровителя по дате

Выбирать себе или ребенку Небесного Покровителя, обращайте особое внимание на подвиги, сотворившие при жизни Святого. Можно сначала взять соответствующую литературу или поискать в интернете

Прочитать, как прожил жизнь покровитель и за что он был призван к лику святых. Тем более, если выпадает несколько святителей и предстоит выбор. Есть несколько видов, на которые подразделяют характер истории святых:

пророки;
апостолы;
святители;
мученики;
исповедники;
преподобные;
праведные;
юродивые;
благоверные.

Так же читайте:  Молитва Ангелу-хранителю на каждый день

В христианском календаре есть «Святцы», благодаря которым можно узнать, как определить святого покровителя по дате рождения.

Верующий человек, который имеет имя мученика или исповедника уверенно может веровать и вести себя по-христиански, не обращая внимания на взгляды и мнение окружающих. Те, кто носят имя святителей, могут посвящать других людей, благодаря личному примеру. Кто носит имя преподобного святого, являются носителями и хранителями чистых помыслов, поступков и чувств. Носить имя юродивого – означает высшую меру воспитания в себе жертвенности, смирения и умение не отвлекаться на соблазны земных богатств.

Как подобрать Святого по дате рождения

Часто православных христиан интересует вопрос: « А как узнать имя своего святого покровителя и какую купить икону, для духовной поддержки и защиты? Образ Святой Богородицы считается самой сильной защитой для всех православных. Исходя из сезона рождения можно подобрать лик наставника, который также будет оберегать от несчастий и болезней:

Рожденные зимой, начиная с 23.11 – до 21.12 — привязаны к иконе Матери Божьей «Знамение», «Тихвинская».
С 22.12 – до 20.01 – молятся иконе Богородице «Державная».
Всех, кто был рожден с 21.01 — до 20.02 — защитит икона Девы Марии «Неопалимая Купина».
Рожденные весной, начиная с 21.02 – до 20.03 – привязаны к иконе Матери Божией «Иверская».
С 21.03 – до 20.04 – молятся иконе «Казанская» Богородица.
С 21.04 – до 20.05 – привязаны к иконе Богоматери «Иверская» и «Споручница грешных».
Рожденные летом, начиная с 21.05 – до 21.06 – молятся иконе «Владимирская», «Неопалимая Купина» и «Взыскание погибших».
С 22.06 – до 22.07 – привязаны к иконе «Казанская» Божья Матерь и «Всех скорбящих радость».
С 23.07 – до 23.08 – молятся иконе «Покров Пресвятой Богородицы».
Рожденные осенью, начиная с 24.08 – до 23.09 – привязаны к иконе «Страстная» и «Неопалимая Купина».
С 24.09 – 23.10 – молятся иконе «Образы Почаевская Божья матерь», «Воздвижение Креста Господня» и «Неопалимая Купина».
С 24.10 – до 22.11 – привязаны к иконе Девы Марии «Иерусалимская» и «Скоропослушница».

Так же читайте:  Молитва Ангелу-хранителю благодарственная

Иконы святых и святые небесные покровители защищают и остерегают всех верующих людей на земле.

М

Мавра – темная
– Константинопольская, диакониса, игумения: Окт. 31
– (Моисеева), мц.: Ил. 28 || Новомуч.
– Фиваидская, мц.: М. 3Макария (Сапрыкина), прмц.: Д. 26 || Новомуч. – блаженная Макрина Каппадокийская, Новая, Младшая, прп.: Ил. 19 – сухая Мамелхва Персидская, мц.: Окт. 5Мамика Готфская, мц.: Мр. 26Манефа Кесарийская (Палестинская), дева, мц.: Н. 13 – данная часть Маргарита
– Антиохийская – см. Марина Антиохийская
– (Гунаронуло), игумения, прмц.: || Новомуч.
– (Закачурина), прмц.: Д. 2 || Новомуч.
*Мариам, сестра пророка Моисея: || Св. праотец; Св. отец; Син.Мариамна (Мария), сестра апостола Филиппа: Ф. 17Марина – морская
– (Маргарита) Антиохийская, вмц.: Ил. 17
– Берийская (Македонская), дева, затворница, прп.: Ф. 28Марионилла Египетская, мц.: Ян. 8Мария – госпожа
– Азийская, дева, мц.: Ф. 6
– Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц
– Вифинская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Ф. 12
– Владимирская, княгиня, мц., супруга князя Владимира Владимирского: || Влад.
– (в иночестве Марфа) Владимирская, княгиня, прп.: || Влад.
– (Волнухина), мц.: Окт. 8 || Новомуч. Бут.
– (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– (Данилова), мц.: Д. 30 || Новомуч.; Ростов.
– Дивеевская (Федина), блаженная: Ав. 26
– (Дмитриевская), мц.: Д. 2 || Новомуч.
– Египетская, прп.: Ап. 1; 5-я Неделя Великого поста
– (Журавлева), прмц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
– Заозерская, княгиня: || Волог.
– Кесарийская (Палестинская), мц.: Ин. 7
– Клеопова, Иаковлева, Иосиева, мироносица: Неделя св. жен-мироносиц
– Константинопольская, Палестинская, прп.: Ян. 26
– Константинопольская, патрицианка, мц.: Ав. 9
– (Корепова), исп.: || Новомуч.; Ростов.
– (Лактионова), прмц.: Д. 26 || Новомуч.
– (Лелянова), инокиня, прмц.: Ап. 4 || Новомуч.
– Магдалина, равноапостольная, мироносица: Ил. 22; Неделя св. жен-мироносиц
– (Мамонтова-Шашина), прмц.: С. 19 || Новомуч.
– (Неизвестная), мц.: Ав. 5 || Новомуч.
– Николаевна, великая княжна, страстотерпица: Ил. 4 || Костр.; Новомуч.; Петерб.
– (Носова), послушница, прмц.: Ап. 27 || Новомуч.
– Персидская – см. Голиндуха Персидская
– Персидская, мц.: Ин. 9
– (Портнова), прмц.: || Новомуч.
– (в иночестве Марфа) Псковская, княгиня, прп., супруга св. Довмонта Псковского: || Псков.
– Радонежская, схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского: Ян. 18; С. 28 || Радонеж.; Ростов.
– (Рыкова), прмц.: С. 15 || Новомуч.
– сестра ап. Филиппа – см. Мариамна
– (Стефани), мц.: || Новомуч.
– Устюжская: || Волог.
– Хиданская, прп.: Окт. 29
– (Цейтлин), прмц.: Д. 2 || Новомуч.Марфа
– Азийская, дева, мц.: Ф. 6
– Антиохийская, Едесская: Ил. 4
– Вифанская, сестра Лазаря Четверодневного: Неделя св. жен-мироносиц
– Дивеевская (Милюкова), прп.: Ав. 21
– (Дударенко), мц.: || Новомуч.
– Каппадокийская: С. 1
– (Коврова), послушница, прмц.: Мр. 3 || Новомуч.
– Московская, Христа ради юродивая: || Моск.
– Персидская, мц.: Ин. 9
– Персиянка, Римская, мц.: Ил. 6
– Тамбовская, старица, прп.: || Тамб.
– (Тестова), прмц.: Ап. 13 || Новомуч.Мастридия Александрийская, дева, прп.: Н. 24 – исследующая Матрона – знатная
– (Алексеева), прмц.: Мр. 19 || Новомуч.
– Амисийская (Понтийская), мц.: Мр. 20
– Анемнясевская (Белякова), Христа ради юродивая, исп.: Ил. 16 || Новомуч.; Ряз.
– Анкирская (Коринфская), дева, мц.: М. 18; Н. 6
– (Власова), инокиня, исп.: Окт. 25 || Новомуч.
– (Грошева), прмц.: Мр. 7 || Новомуч. Бут.
– Константинопольская, прп. (подвизавшаяся в мужском образе): Н. 9
– (Конюхова), мц.: Д. 2 || Новомуч. Бут.
– (Макандина), послушница, прмц.: Мр. 1 || Новомуч.
– Московская (Никонова), блаженная: Ап. 19 || Моск.; Тул.
– (Наволокина), мц.: Д. 29 || Новомуч.
– Солунская (Фессалоникийская), мц.: Мр. 27Мелания Римляныня, Вифлеемская, Палестинская, прп.: Д. 31 – черная Мелитина Маркианопольская, мц.: С. 16 – медовая Милица
– (Кувшинова), мц.: Ян. 23 || Новомуч. Бут.
– (в крещении Евфросиния, в иночестве Евгения, в схиме Евфросиния) Сербская, княгиня: Ил. 19Минодора Вифинская, мц.: С. 10 – дар месяца Миропия Хиосская, мц.: Д. 2 – делающая миро Митродора Вифинская, мц.: С. 10 – дар матери Михаила (Иванова), схимонахиня, прмц.: С. 28 || Новомуч. Бут.Моико Готфская, мц.: Мр. 26Мстислава (Фокина), прмц.: Ф. 25 || Новомуч.Муза Римляныня, отроковица: М. 16

Посещение храма

Главным действием, которое православный христианин должен совершить в День Ангела, является посещение храма. Архимандрит Амвросий (Юрасов) отмечает, что накануне празднования своего духовного дня рождения имениннику следует прийти на вечернюю службу и непременно исповедаться в грехах, а утром помолиться на литургии и причаститься Святых Христовых Тайн.

Иеромонах Иов (Гумеров) разъясняет, что в день поминовения святого Господь Бог наделяет его особой благодатью молиться за тех, кто на земле носит его имя и находится под его небесным покровительством. Чтобы приобщиться к этой благодати, нужно присутствовать в церкви и, кроме духовного общения со своим святым, с особенным чувством и теплотой возносить молитвы Господу, Богоматери и Ангелу-хранителю.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что молиться своему святому нужно, чтобы он ходатайствовал за человека перед Богом и говорил: «Дни рождения и именин наших должны быть преимущественно пред всеми другими днями будними, обращать сердца и очи наши к небу, с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю, с мыслию, что там наше отечество и Отец, что земля не отечество, а место пришествия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, грешно… богопротивно, что к Богу надо прилепляться всем сердцем».

Что на Руси праздновали ежегодно: именины, крещение либо день рождения

В течение многих веков русские люди очень почитали именно праздник именин (одновременно он был и днём ангела). В этот день непременно посещали храм, чтобы помолиться своему святому, причаститься. Вместе с именинником шли родственники, они заказывали молебен за здравие, ставили свечи.

Бытовой же традицией было приготовление караваев — больших пирогов красивой формы с начинкой. На верху их было написано имя виновника торжества. Вечером дома собирались родные и друзья, непременно приглашали крёстного отца и мать. Всех гостей угощали караваями. Один пирог разламывали над головой именинника, из него сыпался изюм, а гости повторяли: «Чтобы на тебя так золото сыпалось».

Традиционный символ именин на Руси — праздничный каравай

На праздник имениннику дарили душеполезные подарки:

  • свечи для молитвы,
  • иконы,
  • привезённые из монастырей святыни,
  • книги духовного содержания и пр.

День рождения

С днём рождения на Руси в дохристианскую пору было связано множество суеверий. Считалось, что в этот день злые силы могут навредить человеку.

После крещения Руси дню рождения вовсе перестали уделять внимания — достойно отмечали лишь именины (кстати, иногда они и совпадали с днём рождения, если малыша крестили в этот день). Христианские святые осознавали, что человек родился для страданий, великого труда, тяжёлого душевного подвига, поэтому не видели в этом дне причин для бездумной радости. А вот крещение — это истинное рождение, тем более что в этот день младенец обретает своего Ангела Хранителя, который будет оберегать его всю жизнь.

После революции всё круто изменилось — Советская власть ввела запрет на крещение детей, отмечание именин. А на первый план вышел как раз-таки день рождения. Особенно пышно отмечали дни рождения известных государственных деятелей.

Большевики заставили народ забыть про православные именины, заменив их празднованием дня рождения

Однако отголоски старых традиций всё равно оставались. Виновника торжества в день рождения по-прежнему называли именинником, а в детских садах традиционно всегда пели песенку про каравай.

Сегодня же, когда возрождаются многие русские традиции, празднование именин становится всё более популярным среди православных людей.

Именины были важнейшим праздниками в православной Руси. Дню же рождения не уделялось особого внимания. Отмечать этот праздник стали только в советское время. Но православные традиции возрождаются, и многие верующие люди сегодня снова с радостью празднуют именины.

Как отпраздновать именины

Празднование именин отличается от дня рождения. Здесь неуместны пышные застолья, тосты и танцы. В этот день принято читать благодарственные молитвы и посещать церковь. Если желаете сделать приятное, соберите самых близких и побудьте с Еленой в семейной обстановке.

  1. На эту дату принято преподносить подарки, наполненные смыслом, тесно связанные с именем и характером.
  2. Можно выбрать шкатулку и украшение из ясеня, который является талисманом имени или подарить орхидею.
  3. Из украшений очень символично будет преподнести халцедон.
  4. Камень неотрывно связан с именем Елены, чаще всего встречает в фиолетовом, сером и голубом цвете. Ограждает от негативной энергии, приносит удачу.

Возможно, что празднование именин станет хорошим поводом собраться в семейном кругу и в последующем поможет чаще встречаться с родными и близкими людьми.

Как правильно молиться перед именной иконой

Существуют общие правила чтения молитвы перед иконой, которых стоит придерживаться:

  1. Обращаться надо не к предмету, а образу святого, который изображен на нем. Сам по себе оклад ничего не стоит, а свят лишь сам дух, который наполняет иконописное произведение, при помощи которого Бог и взаимодействует с нами.
  2. Перед началом чтения молитвы верующий должен осенить себя крестным знаменем и поклониться.
  3. Затем читается сам текст молитвы, которая поможет настроить душу на нужный лад. Текст разрешается читать как наизусть, так и при помощи молитвослова.
  4. После молитвы просящему разрешается обратиться к Господу своими словами, выразив все то, что скопилось в душе.
  5. В конце обряда поцелуйте кисти рук или ступни образа.

Имейте в виду, что образ всегда должен содержаться в чистоте и его запрещено вывешивать в непотребных местах, не предназначенных для беседы со Всевышним. Если не соблюдать эти правила, ангелы-хранители не услышат вас и не смогут ничем помочь с грядущими невзгодами.

Тезоименитство: что это

Празднование именин — возрождающаяся старинная традиция, которая возвращает современных мужчин и женщин в лоно Церкви и приближает их к Богу. Сегодня именинами называют два события: тезоименитство и День Ангела.

Чем отличаются именины от Дня Ангела

Обычные миряне объединяют эти два понятия. Но это не всегда верно. Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определиться в сути этих праздников.

Тезоименитство отмечается в день памяти, того святого угодника, в честь которого назван человек. В этот день он получает небесного помощника и заступника, который будет молиться за всех своих тёзок. День ангела отмечается в день, когда над ребёнком свершилось таинство Крещения.


В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения

В этот момент он получил не только церковное имя, но и обрёл Ангела-Хранителя, который ограждает от влияния зла и побуждает совершать добрые дела, угодные Господу. Таким образом, при крещении православные люди получают двух небесных покровителей, которые незримо всё жизнь направляют их по пути добра и служению Богу.

Дата именин

Изначально дата тезоименитства и крестин совпадали. Это объясняется древним обычаем крестить новорожденных детей на восьмой день после физического рождения, называя его в соответствии со святцами, отмечаемыми в этом день. Со временем от традиции наречения по имени определённого святого начали отходить и называть детей в честь родственников, известных личностей или именами, которым симпатизируют родители.

Чтобы определить в какой день отмечаются именины, необходимо знать, в честь какого святого назван человек. Затем в святцах ищут дату ближайшего дня его поминовения, следующую за днём рождения именинника. В этот день и будет отмечаться его тезоименитство.

Если малыша назвали не в честь какого-либо конкретного святого мужа, то в святцах необходимо найти день памяти небожителя с аналогичным именем. Следует учитывать строгое церковное правило, по которому в качестве именин выбирают ближайшую дату после физического рождения.

Интересно: у многих святых в церковном календаре существует несколько дней поминовения. Поэтому, кроме тезоименитства, существуют «малые именины».

Имя для крещения

В современном мире есть несколько способов выбрать святое имя для себя или своего ребёнка:

  1. Записать в церковной метрике то имя, которым ребёнка нарекли при рождении. Это самый распространённый вариант у православных людей, который позволяет избежать многих проблем в будущем.
  2. Традиционным способом является выбор крестильного имени в соответствии с церковным календарём. Его дают в честь святого мужа, день памяти которого совпадает с днём рождения или Крестин ребёнка. Так как дни памяти святых жен довольно редки, то можно посмотреть женские имена, отмеченные в святцах немного позднее означенных выше событий.
  3. Если имени, данного при рождении, нет в православном церковном календаре, то можно дать во время таинства созвучное церковное имя. Существует практика именовать ребёнка в быту мирским именем, выбрав для общения с Господом совершенно новое наименование. Родители считают, что так они защитят своего ребёнка от сглаза и воздействия тёмных сил — это церковное суеверие, не имеющее никакой духовной пользы и смысла.
  4. Если при рождении ребёнка нарекли христианским, но неправославным именем, то Церковь допускает его сохранение во время таинства крещения.

Добавить комментарий