Горячие новости

uspeshnie znaki zodiaka Значение рун пропорции и рубленый вид Календарь лунных дней

Мифология

Фавн – одно из древнейших национальных божеств Италии. Спустя многие годы итальянские особенности его характера и культа сгладились, вследствие отождествления его с греческим Паном.

Обычно описывается как человекоподобное существо с козьими ногами и рогами, а также с хвостом.

В образе Фавна древние италийцы почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной культуры. При этом, наряду с единым личным божеством, верили в существование многих однородных и одноимённых с ним демонов, в которых были воплощены атрибуты самого Фавна.

Подобно Сильвану, Фавн, как лесной бог, живёт в чащах, уединённых пещерах или близ шумящих источников, где он предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он общается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными голосами. Он же внушает так называемый «панический страх» как путникам, так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимым духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть духов, была посвящена Фавну. Являясь человеку во сне, Фавн нередко мучит его кошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особенно корень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог преследовал своей любовью, отсюда эпитет его — «Incubus».

Особым покровительством Фавна пользовались стада: он способствовал их размножению и оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus — именем, с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Фавна праздника Lupercalia. Кроме Луперкалий, в честь Фавна были установлены два праздника: весенние Фавналии (Faunalia), приходившиеся на 13 февраля, и зимние Фавналии, справлявшиеся 5 декабря. В деревнях в честь Фавна совершались ежемесячно жертвоприношения.

Как вещий бог, Фавн давал свои предсказания во сне: в этом смысле он называется Fatuus или Fatuelus. Оракулы Фавна были приурочены к рощам. Судя по описанию, которое даёт Овидий, Нума, желая получить прорицание Фавна и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь закалывает двух овец — одну Фавну, другую богу сна. Затем, дважды окропив себе голову водой из источника, сплетя два венка из буковых листьев и помолившись, он ложится на растянутые шкуры жертвенных животных и ночью во сне получает желанное откровение. Подобные же сведения сообщает и Вергилий в VII книге «Энеиды». Как бог предсказаний, Фавн считался родоначальником песни, отчего и самый размер древнейших римских стихотворений называется Сатурновым или Фавновым.

Аналоги бога в других культурах

В разных странах мифология упоминает разные имена Фавна.

Пан — считался божеством греческой мифологии, способен силой голоса ввести человека в заблуждение и склонить к действиям. Символизировал лесную природу, сочинял музыку, которой соблазнял молодых дев.
Уриск — существо, пришедшее из легенд Шотландии, на вид маленький, обличенный в густую шерсть. Люди считали их присутствие удачей, Уриски помогали содержать хозяйство и заведовали домашним скотным двором

Если человек их разозлил или не принял во внимание, Уриски могли затаить обиду и сильно напакостить.
Леший — дух, охраняющий леса и поля, любящий играть с путниками, заманивая их в лесную глушь. Староверы могли сразу же определить игры лешего: звук шагов позади, отбрасывание человеческой тени рядом с путешественником, сильное раскачивание деревьев.
Лесовик — вид британских лесных божеств, охраняющий природу, человекоподобные существа, полностью покрытые длинной шерстью.
Джек в зеленом — обитатель Английских земель, обличался в одежды из листьев

Опасен для людей, причиняющих вред природе: лесорубов, охотников на животных.
Корнбок — известный в Скандинавии, обладающий своенравным чувством юмора, чувствующий связь с природой. Среди народа его почитали как покровителя обиженных любовью, обращались за спасением от скуки.
Пак — божество, причиняющее вред и беспокойство, принадлежащее к роду эльфов. Пак почитался в Англии, считался озорником и проказником.

Литература

Античные источники

  • Аппиан. // Римские войны. — СПб.: Алетейя, 1994.
  • Плутарх. // Застольные беседы / Перевод М. Л. Гаспарова (вопр. 1, 2, 4, 9, 14, 15, 28, 34, 39), Н. В. Брагинской (всё остальное). Комментарий Н. В. Брагинской. — Л.: Наука, 1990. — 592 с. — ISBN 5-02-027967-6.
  • Плутарх. // Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1994. — Т. II.
  • Плутарх. // Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1994. — Т. II.
  • Гай Светоний Транквилл. // Жизнь двенадцати цезарей / Перевод М. Л. Гаспарова. Издание подготовили М. Л. Гаспаров, Е. М. Штаерман. Отв. ред. С. Л. Утченко. Ред. изд-ва Н. А. Алпатова. — М.: Наука, 1993.
  • Марк Туллий Цицерон. // Речи в двух томах / Перевод В. О. Горенштейна. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. II.
  • Ювенал. // Сатиры / Перевод Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского, вступ. ст. А. И. Белецкого. — М.; Л.: Academia, 1937.

Источники XIX—XXI веков

  • Бона Деа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. / сост. А. А. Нейхардт. — М.: Правда, 1990. — 576 с. — ISBN 5-253-00083-6.
  • Циркин Ю. Б. Мифы Древнего Рима. — М.: Астрель, АСТ, 2000. — 560 с. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-003989-1.
  • Штаерман Е. М. // Мифы народов мира / главный редактор С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 151.
  • Platner S. B.. // A Topographical Dictionary of Ancient Rome / edited by Thomas Ashby. — Cambridge: Cambridge University Press, 2015. — P. 85. — ISBN 978-1-108-08324-9.
  • Versnel H. S. Inconsistencies in Greek and Roman Religion. Transition and Reversal in Myth and Ritual. — Leiden: Brill, 1993. — Vol. 2. — 354 p. — ISBN 9004092676.

Разница и схожесть божеств

Еще в древние времена поэты и историки начали смешивать мифологию и изображать таких существ, как Фавн и Сатир, в виде одноименных персонажей. Их сходство было очевидным.

  1. Похотливые, любвеобильные. Любая девушка сразу становилась объектом преследования.
  2. Облик получеловека-полуживотного.
  3. Добрый нрав обоих божеств.
  4. Оба бога считались символами плодородности.

Разница между Фавном и Сатиром заключалась в характере, хотя и принято считать эти божества одинаковыми. Сатиры были более необузданными, неспособными одолеть похоть. Ленивые, заносчивые, живущие в свое удовольствие. Фавн олицетворяет сдержанность сексуального влечения, влияние умственной деятельности на подавление похоти. Божество наслаждалось ужасом людей, вело подсчет сексуальным партнерам.

Фавналии

Древние римляне настолько уважали фавнов, что посвятили им еще торжественные дни – фавналии, которые начинались 5 декабря и проводились под открытым небом. В этот праздник фавну также приносились жертвы, хотя жрецы в этом тожестве принимали минимальное участие. Торжественная часть обычно заканчивалась веселым пиром, в котором главную роль символически играл главный фавн. Значение слова «фавналии» говорит о том, что в основном римляне видели в этом празднике скорее большой день отдыха, чем религиозное торжество. 5 декабря домашние животные могли вольно бродить по лесам и полям, не опасаясь кнута пастуха, тягловые животные отдыхали, а рабам можно было веселиться на перекрестках дорог и лужайках лесов.

Сатиры

Мифология Древней Греции упоминает сатиров как духов плодородия и леса. Каждый сатир:

  • добродушен;
  • ленив;
  • распутен, любимое занятие — охота за девами;
  • любит алкоголь.

Демон имел много сходства с животным, например, густую шерсть, покрывающую большую часть тела. Торс и руки напоминали человеческие. Голова была увенчана рогами, на лице имелась длинная шерсть, схожая с козлиной. Отличается огромной силой, животными инстинктами и поведением.

Символом плодовитости существ был фаллос.

Основные черты характера сатиров:

  • заносчивость;
  • чрезмерная похоть;
  • любвеобильность;
  • наглость;
  • смелость.

Божества были увлечены игрой на флейте. Славились выносливостью при сражениях.

Почитание

Официально на праздниках в честь Благой богини разрешалось присутствовать лишь патрицианкам и весталкам. Однако это не означало, что её не боготворили и нижние классы общества. В целом вольноотпущенникам было запрещено занимать должности жрецов, а также участвовать в богослужениях традиционным римским божествам. Исключение сделали только для Благой богини. Согласно сохранившимся античным надписям, вольноотпущенницы могли стать даже священнослужительницами культа Благой богини, а сама она пользовалась большой популярностью среди рабов.

Эпитетами Благой богини являлись «полевая», «кормилица», «целительница», покровительница сельской общины — «Pagana», «могучая», «светоносная», «царица». Ей иногда посвящали рощи, часовни с очагами, а также зеркала, как орудия колдовства.

Праздники, посвящённые богине, происходили дважды в год — 1 мая и в начале декабря.

День пробуждения богини

1 мая — день пробуждения богини, который праздновался в её храме среди цветов и праздничного веселья. Римлянки, независимо от положения в обществе, собирались на мистерии, которые начинались на рассвете и заканчивались в сумерках. Во время празднеств они должны были пить в больших количествах «молоко» богини, подаваемое в «медовых горшочках». На самом деле это было не что иное, как крепкое молодое вино в специальных серебряных сосудах. Несмотря на употребление вина в больших количествах, на празднике было запрещено употреблять слово «вино», а также использовать ветви мирта, что перекликается с мифом о Фавне.

Декабрьское таинство Благой богини

Второй праздник богини праздновался менее пышно, однако не был от этого менее торжественным и даже считался более важным и значимым. Отмечался он в начале декабря. Наиболее знатные замужние римлянки и весталки собирались в украшенном виноградными листьями доме одного из высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины покидали дом. «Изгнанию» подвергались даже домашние животные мужского пола, а фрески и статуи, изображавшие мужчин, завешивались тканью. Таинством руководили весталки и хозяйка дома. Женщины настолько свято хранили тайну того, что происходило в эту ночь, что у современников отсутствует понимание сути происходившего. Известно лишь, что церемониальный шатёр, в который «укладывали спать» богиню, украшался виноградными лозами. Из храма специально доставляли статую Благой богини. В сопровождении музыки и пения гимнов совершалось жертвоприношение свиноматки.

Описание таинств Благой богини содержатся в произведениях двух современников — Ювенала (60—127) и Плутарха (46—127). В «Сатирах» Ювенала автор представил их как оргию, с самыми различными сексуальными извращениями, в то время как Плутарх более сдержан в описаниях таинств Благой богини. Цицерон в своей речи «Об ответах гаруспиков» (лат. de Haruspicum Responsis) указывает, что до скандала с Публием Клодием Пульхром в 62 году до н. э. не было случая, когда бы на священнодействии в честь Благой богини присутствовал мужчина. Исходя из этого, современные антиковеды делают вывод, что, вероятно, женщины во время отправления культа иногда и предавались сексуальным излишествам, однако сам культ не имеет никакого отношения к разврату

Слова Ювенала следует воспринимать с осторожностью, так как утверждение его современника Плутарха «Торжественные жертвы ей приносятся ежегодно в доме консула его супругою или матерью при участии дев-весталок» предполагает высоконравственный характер праздника.

Культ Фавна

Почитание Фавна — один из древнейших и красочных культов.

Празднование Луперка

Фавн полюбился народу за добрый нрав, умение веселиться. За особую бдительность к стадам домашнего скота, был почитаем среди пастухов, называющих бога Луперком. Имя означало «защитник от хищных зверей». Чтобы задобрить божество, ежегодно ему приносили в жертву коз из стада.

Для восхваления Фавна устраивались пышные пиры 15 февраля. Празднование утвердили правители Ромул и Рем, которые, по преданию, были выкормлены волчицей и росли среди пастухов. Празднование проводилось с обрядами:

  • приносили в жертву 2 коз;
  • затем кровью животных мазали лбы молодых пастушков, которые стояли подле алтаря;
  • ножи, обмазанные кровью, вытирали о шкуру принесенных в жертву зверей;
  • далее приступали к пиру, после которого жрецы из шкур выделывали ремни и с криками выбегали на площадь, ударяя каждого попавшегося под руку человека.

Обряд считался очистительным, людям выпадала возможность избавиться от греховности. Во время ритуала жертвоприношения молодые жрецы не должны были проявлять жалость, дозволено было только смеяться.

Праздник Фавналии

Древние римляне ежегодно справляли праздник Фавналии, который выпадал на 5 декабря. Этот день почитали все землепашцы и пастухи. Веселье проводили на свежем воздухе. Заранее готовили дары божеству — молоко, коз и вино. В этот день каждый должен был отведать кушание и увеселяющие напитки.

В день празднования домашнему скоту разрешалось самовольно скитаться по полям и лугам. Весь рогатый скот, задействованный в землепашной работе, освобождался.

Бог Фавн

Одним из наиболее почитаемых богов Древнего Рима является Фавн. Он удостаивался больших почестей и жертвоприношений, отличался добрым характером, был благосклонен и милостив ко всем просящим помощи. В лице Фавна римляне видели:

  • покровителя плодородности полей и лугов;
  • предсказателя будущего;
  • покровителя домашних животных.

Нередко божество сравнивали с демоном. Для устрашения его изображение было начертано на атрибутах того времени.

Облик божества

В мифологии бог Фавн — существо, живущее среди гор или возле реки, которое любит скитаться по чаще. Общение с людьми происходило через сонное забвение или издали. Шумом листвы, пугающим голосом существо вселяло страх или помогало путникам, заблудившимся в дороге.

По преданиям, Фавн являлся человеку в виде кошмарного сна. Главным пристрастием божества считались женщины, которых он преследовал. Свою благосклонность Фавн часто выражал нимфам: он заманивал их в лесную чащу и ласкал.

Покровительство божества

Бог Фавн покровительствует над пастбищами, стадами овец и крупного рогатого скота. Волшебство божества заключалось в:

  • сохранности пастбищ в их первозданном виде;
  • охране домашних животных от волчьих стай;
  • увеличении поголовья скота.

Мифология отмечает божество как предсказателя будущего, что подтверждают труды древнеримского поэта Овидия. Он дает описание, как царь Древнего Рима Нума Помпилий, правящий в 795 году до н. э., отправляется в чащу за предсказанием. Для этого он проделывает ритуал:

  • после многодневного воздержания от плотских утех идет в лес;
  • закалывает пару овец, предназначенных в жертву Фавну;
  • обливается кровью убитых животных и ложится спать на шкуру, снятую с туши овцы.

Происхождение

Нимфа и фавн (отлитые в свинце) в Национальном музее Шотландии , Эдинбург

Рисование фавна.

Римляне считали, что фавны внушают страх мужчинам, путешествующим в одиноких, отдаленных или диких местах. Они также были способны направлять нуждающихся людей, как в басне «Сатир и путешественник» , в названии которой латинские авторы заменили слово « Фавн» . Изначально фавны и сатиры были совершенно разными существами: в то время как фавны – получеловек и полукоз , сатиры изначально изображались коренастыми, волосатыми, уродливыми дварфами или дроздами с ушами и хвостами лошадей или ослов. Сатиры также были более любящими женщин, чем фавны, а фавны были довольно глупыми там, где сатиры обладали большим знанием.

Древнеримские мифологические верования также включали бога по имени Фавн, который часто ассоциировался с заколдованными лесами, а также греческого бога Пан и богиню по имени Фауна, которые были людьми коз .

Любовь и благородство Фавна

Одно из самых известных сказаний открывает нам историю любви Фавна к красавице-нимфе Сиринге. Как гласит легенда, однажды лесной бог встретил юную девушку на отдалённой поляне. Он был настолько очарован её красотой, что не почувствовал, как ловкий Амур выпустил свою стрелу прямо в его сердце.

Повинуясь неясному порыву, Фавн вышел вперёд. Нимфа увидела козлорогого бога и, испугавшись, бросилась бежать. Не помня себя, тот бросился за ней. Он молил девушку остановиться, заверял, что не причинит ей зла, но всё было напрасно. Напуганная Сиринга выбежала к берегу ручья, где жили её отец и сёстры.

Фавн любит играть на флейте / Irine Khomeriki / artredpanda.artstation.com

Она взмолилась речному богу, чтобы тот спас её от ужасного рогатого “чудовища”. Когда Фавн наконец оказался у ручья, он бросился к возлюбленной, обнимая её. Вот только в руках его оказалась не нимфа, а речной тростник. Опечаленный бог не мог забыть прекрасного голоса любимой, а потому сделал из тростника флейту, на которой играет свои грустные и чарующие мелодии.

Другая история связывает Фавна с верховным богом, Юпитером. Однажды страшный дракон похитил сухожилия могущественного царя богов. С помощью ловкости Фавн сумел вернуть их Юпитеру. В знак благодарности владыка сказал, что лесной бог может просить всё, чего пожелает. Однако Фавн был скромен – он отказался от всех даров. И тогда в честь него Юпитер создал Созвездие Козерога, что поместил на небосвод.

Фавна / Anna Verhoog / annaverhoog.artstation.com

Кстати у этого бога была и женская ипостась – Фавна. Так называют его дочь или жену. Эта добрая богиня помогала женщинам благополучно выносить ребёнка и родить его, дарила земле силы для произрастания ценных культур, исцеляла скот от болезней и одаривала людей приплодом овец. Нередко Фавна отождествлялась с периодом весеннего расцвета и временем возрождения природы.

Поскольку италийские племена в большинстве своём занимались земледелием и скотоводством, Фавн в их жизни играл ключевую роль. О добром божестве не забывали, а каждый год римляне проводили масштабные празднества – Луперкалии и Фавналии. Последнее торжество проходило дважды в год – весной и осенью. Тогда народ хотел задобрить или отблагодарить своего покровителя, неся всевозможные дары – виноград, молоко, мёд, даже музыкальные инструменты.

Миф и культ

Фавн

В римской мифологии Фавн – сын Пика (которого часто считали последователем Марса или приравнивали к нему) и внук Сатурна . По словам Вергилия , он отец Латина , короля Лациума.

Как и его греческий коллега, бог Пан , Фавн обеспечивает плодородие людей и животных, пугает людей в доме и лесу, в том числе посредством дурных снов ( инкубов ), и часто появляется не как отдельное существо, а как большое количество фауны. Как Фатуус, он даже дает пророчества.

Lupercalia были праздничные дни Фавна, который получил прозвище Луперкус ( «волк отпугиватель») и также упоминается как «волк бог» в этом контексте. Жрецы бога, Луперси , приносили в жертву козлов и вырезали ремни из свежих шкур. Затем они обогнули Палатинский холм и били людей ремнями. С одной стороны, это считалось ритуалом искупления и очищения (отсюда и название февраля: латинское februare означает очищать ), с другой стороны, бездетные женщины надеялись на плодородие от прикосновения к поясу . Подобные ритуалы известны и из других культур, например Б. под термином Schmackostern .

Храм Фавна стоял на острове Тибр в Риме .

Фавны

Позже Фавн был представлен как мифическое существо из греческой мифологии, похожее на сатира (поэтому «Фавн» также может использоваться как синоним «сатира»); Рогатый лесной дух, играющий на шауме или флейте , гибридное существо , наполовину человек, наполовину коза, в основном изображается с человеческой верхней частью тела, козлиными лапами и хвостом. Предполагается, что фавны следят за зерновыми полями и поощряют их рост.

Основная информация о существе

Первые упоминания о фавнах датированы IV веком до н. э. Под термином «фавн» скрывается сразу несколько существ.

  1. Фавн или Луперк — доброе божество, хранитель леса, рощ, стад и полей. В своих предках он имеет нимф и высших богов.
  2. Фавны — существа полубожественного происхождения. Входят в свиту Луперка и помогают ему защищать природу и доверенных ему животных. По характеру напоминают детей. Являются аналогами сатиров, но имеют более спокойный и рассудительный характер.

Само божество имеет несколько названий:

  • Луперк;
  • Сильван;
  • Силен;
  • Марсий;
  • Паниск.

Такое многообразие имен вызвано тем, что образ Фавна претерпевал значительные изменения на протяжении долгого времени. На него влияли сравнения с сатирами, панами и другими козлоподобными существами.

Внешний вид

В мифологии разных народов встречаются упоминания об антропоморфных существах, химерах. К данной группе и принадлежат фавны.

Описание внешности:

  1. У фавна тело от головы до пояса принадлежит молодому красивому мужчине.
  2. От талии и вниз тело покрыто густой бурой шерстью. Она длинная и жесткая на ощупь.
  3. Ноги оканчиваются козлиными копытами.
  4. Лицо человеческое, но нос слегка сплющен.
  5. На голове оленьи рога и удлиненные уши.
  6. Хвост также олений.

Из-за того, что образ итальянских фавнов смешался с греческим панами и сатирами, некоторые его черты изменились. В более старых источниках он выступает как гибрид человека и козла. Вместо оленьих рогов на лбу у него расположены изогнутые бараньи.

Способности

Фавны — это добрые полубоги, которые не причиняют людям вреда. Они имеют такие способности:

  • талант к музыке, танцам и песням;
  • живут они вечно, но их можно убить;
  • обладают даром предсказания;
  • дружат с нимфами и защищают их;
  • умеют насылать видения и галлюцинации;
  • из подручных материалов создают музыкальные инструменты;
  • умеют завлекать путников в чащу леса к себе на праздник;
  • могут даровать вдохновение и творческие способности смертным людям;
  • охраняют стада и обеспечивают плодородие почвы.

Этим созданиям поклоняются пастухи, поэты и музыканты. Они выступают защитниками искусства и вдохновляют людей на новые свершения.

Существуют легенды, согласно которым к ним обращались молодые женщины, если долго не могли забеременеть. Они приносили им дары в виде вина и сыра и просили одарить их ребенком.

Образ жизни

Фавны предпочитают все время проводить в чаще леса или на опушках. Там они водят хороводы с нимфами и устраивают музыкальные состязания.

Любят природу и защищают ее. Однако если срубить деревья в лесу, где живут фавны, то это может стать причиной их недовольства. В таком случае они могут наслать страшные иллюзии на провинившихся, заставляя их сходить с ума от страха.

Характер

Обладают легким характером, но их система моральных ценностей отличается от людской. Они не делают различия между хорошими и плохими поступками, а только между тем, что им нравится или не нравится.

Культ Фавна[править]

Файл:Jan Cossiers – Satyr as a Guest of the Peasant.jpg Я. Коссирс, «Фавн в гостях у крестьян», Национальная картинная галерея Армении

В Лации Фавн почитался как царь аборигинов, внук Сатурна, сын Пика, отец Латина (от нимфы Марики)<ref>Вергилий. Энеида VII 46-48</ref>, также отец Тарквита<ref>Вергилий. Энеида X 550</ref> и Акида<ref>Овидий. Метаморфозы XIII 750</ref>. мудрый и справедливый правитель. Правление его предшествовало царскому периоду и составляло первую эпоху распространения культуры в стране. В этом сказании отразилось воспоминание о тех временах, когда Италия изобиловала лесами и первобытные племена её населяли лесные просеки.

Другие авторы называют Фавна либо потомком Марса, который принял аркадцев Евандра и выделил им землю для поселения<ref>Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 31, 2</ref>; либо сыном Ареса, который выдал свою дочь Лавинию замуж за Энея<ref>Аппиан. Римская история I 1</ref>.

На древность культа Фавна указывает тот факт, что местами этого культа были не столько храмы, сколько поля, пещеры и рощи. Фавн почитался в образе не идолов, а тотемов растительного и животного царства.

Антропоморфические изображения Фавна принадлежат позднейшему времени и заимствованы у греков: Фавн представляется либо в образе Пана, либо в образе Силена или Марсия, Фавны же — в образе Панисков. Согласно Диодору, его называли также Гермесом<ref>Диодор Сицилийский. Историческая библиотека VI, фр.5</ref>. Кроме луперкальского святилища, в Риме существовали два храма Фавна: один на Авентине, другой на Тибрском острове.

Фавна, дочь (или жена) Фавна, представляет собой женскую ипостась названного бога. Подобно ему, она была вещей богиней и называлась Фатуей. В то же время она принадлежала к числу богинь женского производительного начала и, как таковая, отождествлялась с Майей или Доброй богиней (Bona dea).

В поэме Нонна «Деяния Диониса» Фавн — сын Посейдона и Кирки, из Тирсениды. Участник индийского похода Диониса<ref>Нонн. Деяния Диониса XIII 326</ref>. Состязался на колесницах в играх по Офельту<ref>Нонн. Деяния Диониса XXXVII 165</ref>.

Фавн – древнее божество

Вам наверняка доводилось видеть изображения древних богов, что представляют собой полулюдей-полуживотных. Именно к таким стоит отнести и Фавна. Рогатый властитель лесов имел добрый нрав, но порой любил пугать путников, что спешили через рощу к домам.

Первые упоминания о Фавне можно встретить в источниках IV века до нашей эры. Как считают исследователи, имя его произошло от латинского “фавере”, что означает “благосклонный, добрый”. Это вполне точно описывает характер бога.

Фавн / Jose Luis Quirós / quiros3d.artstation.com

Ещё до появления могущественной римской империи и расцвета культа великих богов (Марса, Юпитера) италийцы поклонялись Фавну. Он считался духом-покровителем природы, обитал в лесах, горах, священных рощах, на лугах и полях. По сути, местом обитания Фавна были любые природные зоны.

Он любил уединение и простор. Его греческим “коллегой” являлся бог Пан, образ которого был заимствован римлянами. Интересно, что имя греческого лесного божества связано с определением “панический”. Считалось, что Фавн (Пан) может испугать человека, оказавшегося в лесу.

«Фавн и птица» / Marius Els / creativemazza.artstation.com

Бог с лёгкостью копировал голоса птиц и зверей, нередко создавал мистическую атмосферу, из-за которой заблудший путник испытывал панический ужас. Впрочем, ничем плохи эта встреча с Фавном не заканчивалась, так как он просто шалил, но не хотел вредить людям.

Нередко Фавна называли Луперком, и здесь есть некоторое противоречие в сведениях. Одни римские авторы говорят о Луперке как самостоятельном божестве, другие отождествляют его с Фавном (не исключено, что это было одно из имён лесного духа).

В этой ипостаси он предстаёт защитником стад. Пастухи взывали к Фавну, прося о защите своих овец и коров, которых пасли в долинах. Они верили, что добрый бог внимательно следит за всеми животными и не даст их в обиду.

Храмы Благой богини

Схема Древнего Рима с указанием расположения храма Благой богини (Tempel von Bona Dea)

Храм Благой богини в Риме располагался на северо-восточной части Авентинского холма рядом с Большим цирком на месте современной базилики святой Бальбины. Культ Благой богини пришёл из завоёванного Римом в 272 году до н. э. Тарента, где она почиталась под именем Дамии. Вскоре после присоединения города к Римской республике предположительно и построили посвящённое ей святилище. Храм был как минимум дважды отреставрирован — супругой Октавиана Августа Ливией и императором Адрианом (117—138). Последнее упоминание о нём в античных источниках датируется IV столетием нашей эры.

Современникам ничего не известно о строении храма. Согласно Макробию, в нём хранился большой запас лекарственных трав. Территория вокруг храма служила прибежищем змеям, поскольку их, как связанных с культом богини, там никто не уничтожал.

Вход на территорию храма был доступен только женщинам и категорически запрещён мужчинам.

Большинство провинциальных святилищ и храмов Благой богини разрушились. Их предполагаемое время постройки свидетельствует о распространении культа в начале существования Римской империи. Храмы в честь Благой богини существовали в Аквилее, Остии, Портусе и других городах. Их руины позволяют делать вывод о наличии стены, которая не давала возможности увидеть, что происходило на территории храма. Ряд комнат, по всей видимости, использовали в качестве диспансеров. До IV столетия нашей эры они также выполняли функцию культовых лечебных центров.

Похожие существа

  • Пука или корнбок – озорные существа, ведущие род от эльфов. Внешне подобны фавну и очень проказливы. Умеют перевоплощаться и часто помогают другим, но могут и причинять вред. Особенно зло обходятся с теми, кто предает любимых людей.
  • Пан – греческий козлоногий бог, который покровительствовал дикой природе, скотоводству, растениеводству, а также — музыке и веселью. С помощью голоса и мелодий он мастерски управляет людьми, а при необходимости — вселяет в неприятелей беспричинный страх (панику).
  • Уриск – небольшие существа с козлиными ногами, известны в фольклоре Шотландии. Обитали у водоемов или рядом с людскими жилищами. В шутку могли пугать прохожих по ночам, но также приносили удачу и помогали успешно справляться с хозяйством.
  • Леший – в некоторых культурах лесной дух обладал похожей на фавна внешностью. Он защищал лес и его обитателей; мог заманивать в чащу тех, кто ему не нравился, или просто ради забавы.

Добавить комментарий