Будда – учитель
Другими знаменитыми учениками, занимающими большое место в ранних летописях буддизма, были: Упали, читавший текст Винайи на первом соборе после смерти Будды; Кашьяпа, председатель собора, влиятельный буддист того времени (рассказывают, что сожжение тела Будды было отсрочено до его прихода), и Ананда, двоюродный брат Будды и любимый ученик, который нежно любил Будду, заботился о нем и был ближе всех к нему в момент его смерти.
Тысячами вступали люди в ученики Будды. Целый ряд учителей-брахманов обратился в буддизм. Когда Будда посетил двор отца через двенадцать лет после того, как он его оставил, он сделал это только для того, чтобы обратить в свое учение отца и мать, жену и сына. Многие стали его мирскими учениками; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.
Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, он понял, что приближается время для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны, он потратил последние часы жизни на советы и наставления Ананде и собравшимся монахам.
Субхандра, странствующий аскет, слушал его учение в последние мгновения и был последним учеником, обращенным самим Буддой. Будда попросил учеников высказать свои сомнения и затруднения, с тем чтобы он мог устранить их. Они хранили молчание. Тогда Благословенный обратился к братиям: “А ныне, братья, я прощаюсь с вами – все составные части бытия преходящи; прилежно трудитесь ради вашего спасения”. Передают, что он умер в возрасте восьмидесяти лет. Великий Будда навсегда олицетворяет душу Востока с ее напряженным спокойствием, мечтательным благородством, тихим покоем и глубокой любовью. Будда известен под несколькими именами, в том числе Шакьямуни – мудрец из Шакьев и Татхагата – достигший истины.
Если нирваны достигают и пользуются ею при жизни, то паринирвана могла быть достигнута только после смерти, с распадом телесной жизни.
Согласно “Федону” Платона, философия есть размышление о смерти. Ср. у Марка Аврелия: “Все в конечном счете превращается в зловоние и отбросы… Все вещи одинаковы – близкие, уходящие, сгнившие… Вдруг нас всех покроет земля; потом, в свою очередь, и земля переменится; потом переменится то, что вышло в результате изменения, потом результат результата, и так до бесконечности. Волны перемен и изменений катятся медленно, и тот, кто подумает о них, почувствует презрение ко всему смертному”.
Упоминаемые здесь факты могут считаться достоверными. В “Лалитавистаре” и в джатаках имеются другие, в большей или меньшей степени легендарные события. Если мы вспомним, что буддистские сочинения, рассказывающие о жизни Будды, написаны спустя 200 лет после событий, о которых они повествуют, нас не удивит, что в них содержится много легендарного в сочетании с рассказами, в значительной мере достоверными. Богатое воображение его последователей украсило историю его жизни бесчисленными легендами. Эти последние говорят не столько о подлинной жизни учителя, сколько о том, как он трогал сердца и поражал воображение людей.
Хотя мы готовы допустить, что значительная часть народных рассказов о Будде носит легендарный характер, мы с меньшей готовностью можем принять новейшую точку зрения, что они все представляют собой легенду. Мы имеем в виду теорию, выдвинутую Сенаром и развиваемую рядом других ученых, утверждающих, что вся история Будды – простой миф, добавленный уже впоследствии к религии, развивавшейся естественным путем. Сенар утверждает, что рассказ о Будде – солнечный миф, переплетенный со многими другими разнородными тенденциями. Мы не можем принять эту гипотезу. События, излагаемые в рассказе о Будде, естественны и принадлежат подлинной традиции. У нас есть данные относительно раннего существования буддистских книг. Буддистскую религию нельзя понять, если не смотреть на нее как на произведение подлинного гения, духовный пыл которого оказывал на людей непреодолимое обаяние. Даже Сенар признает Будду как проповедника, но полагает, что в его биографию вплетен солнечный миф. Однако главные события жизни Будды не могут быть мифическими.
31 июля 2020 в 12:22
Чаттопадхьяя Дебипрасад
Формирование Сангхи
Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.
После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.
Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.
Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.
Распространение Учения
Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.
Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.
Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.
Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.
Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.
В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.
Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.
Сам Сиддхарттха не считал себя богам или высшим существом, он считал себя простым человеком, которому открылась истина. Сиддхарттха считал, что любой человек может достичь просветления через благой путь, не зависимо от варны или народности.
Основные положения буддизма
Буддизма делает основной упор на внутренние развитие человека, отрицая, варно-кастовую систему, пышные церемонии и большие храмы, Буддизм Тхераваду, считают что достичь освобождения от земных страданий можно через познанию дуккха – беспокойств, страданий и неудовлетворенных желаний. Именно познания человеком своих дуккха, и осознанный отказ от них, должен способствовать достижению нирваны.
Для достижения духовного освобождения следует добиться очищения кармы человека. Карма, в общем, это все действия, речь и мысли человека, которые формирует вокруг него индивидуальную энергетическую структуру. Очищение кармы достигается с помощью благого пути рассчитанного на восемь лет. Благой путь очень простой, он состоит из правильной речи, образа жизни, мыслей, духовной дисциплины, глубокой нравственности. Сознательного отказа от лжи, сквернословия, порока, прелюбодеяний, воровства зависти и убийства живых существ.
Путь достижения нирваны для каждого человека свой самому Будде потребовалось шесть лет, чтобы стать просветленным, для обычного человека, срок просветления может быть значительно дольше не менее восьми лет.
Значение Гаутамы в мировой истории
Великий философ сумел создать новое учение, которое считается одним из самых мирных на земле. В мире насчитывается почти 500 миллионов буддистов большая часть, из которых проживают в Индии, Китае, Непале, Шри-Ланке, Таиланде и Японии.
Большую роль в распространении Буддизма сыграл император Ашока величайший правитель империи Маурьев. Ашока правил с 268 года по 232 до нашей эры. При нем буддизм стал государственной религией на всем Индостане. До перехода в буддизм, как рассказывают источники, император был жестоким царем и вынашивал планы завоевания всего мира, сродни Александру Македонскому.
После обретения новой веры, Ашока отказался от насилия как средства достижения результатов. Он начал большую миссионерскую работу, посольства с проповедниками-буддистами были направлены в Китай, Тибет, Бирму, Цейлон и даже в Грецию и Египет. Однако позже индуизм победил в Индии и буддизм не получил в ней распространения хоть в соседнем Тибете и Шри-Ланке буддизм стал доминирующей религией.
Впоследствии Будда индуистами был провозглашен одним из перевоплощений бога Вишну. В двадцатом веке, буддизм стал завоевывать своих последователей в Западной Европе и США. Большая буддийская община есть и в России. Согласно лунному календарю 3 мая 2017 года буддисты отпраздновали день рождение Гаутамы, а в 11 мая будет праздноваться Весак, день просветления Будды и его ухода в нирвану.
Сохраните информацию
Читайте далее:
110 цитат Будды Шакьямуни о жизни и любви
Индийский поход Александра Великого
Лакшми – богиня процветания в Индии
Йога – великая загадка Индии
Амитабх Баччан – великий актер Индии
Великий гений – Махатма Ганди
Примечания
- Даты его жизни не поддаются точному определению, и различные историки датируют его жизнь по-разному: — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э.; — гг. до н. э. См. также
- Не следует путать со школой тибетского буддизма сакья.
- Michael Carrithers, The Buddha, 1983, pages 13, 14. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
- Michael Carrithers, The Buddha, 1983, page 15. Found in Founders of Faith, Oxford University Press, 1986.
- Роберт Ч. Лестер (пер. Коваль А. Н.) Буддизм // Религиозные традиции мира т. 2 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1996 — стр. 308—309 — ISBN 5-232-00313-5;Буддхавамса.
- Armstrong K. (2000), Buddha, (UK) Orion, ISBN 978-0-7538-1340-9
- (англ.). Дата обращения: 6 ноября 2010.
- the Buddha himself denied that he was either a man or a god (Skilton, Andrew (2004), A Concise History of Buddhism 2004, p. 64-65.
- ↑ Narada. A Manual of Buddhism (неопр.). — Buddha Educational Foundation, 1992. — С. 9—12. — ISBN 967-9920-58-5.
- ↑ Narada (1992), p14
- Narada (1992), pp15-16
- Narada (1992), pp19-20
- Ашвагоша, Буддачарита или Жизнь Будды. Пер. К. Бальмонта. М. 1990, с. 136
- в некоторых традициях считается, что это произошло в пятом лунном месяце, в других — в двенадцатом
- Ангулимала сутта // Палийский канон (МН 86).
- Mahāvastu 1,355
- Suttanipāta комментария 1,357, Mahāvaṃsa II.18-22
- Dīgha Nikāya 2.52
- Mahāvastu 1.355-7
- Therīgāthā комментарии 83 и Aṅguttara Nikāya комментария 1.363
- Mahāvaṃsa II.21-4
- Buddhavaṃsa
Кто основал Буддизм?
Буддизм
Впрочем, не меньшая, чем с идентификацией настоящей личности Будды. Кто такой Будда на самом деле? Ведь более 80% населения мира, слышавшие это имя или некое прозвище, абсолютно уверены в том, что Будда был или китайцем, или японцем, или как минимум каким-то толстым и лысым азиатом.
Что несколько странно, особенно если учитывать, что по официальному происхождению он был именно индийцем, а его отец был воином, принадлежавшим к высшим кастам, и более того, даже главой одного из княжеств, находившихся на территории современной Индии.
Место рождения Будды несколько странновато, можно сказать, у самой границы Индии и современного Непала, но, опять же, его мать просто в то время ездила в гости к родителям, поэтому официально все признают Будду именно как индийца.
Хотя также ясное дело, что его отец и мать были очень непонятных и запутанных кровей, ведь судя по росту, широкоплечести и некоторым другим физическим чертам, его отец, как и сам Будда, соответственно таки мог быть потомственным Арием.
Да, одним из тех самых Ариев, которые распространяли в Индии ведическую культуру и чаще всего находились у власти, а не коренным индийцем-полунегром, как большинство современных коренных индийцев. К тому же Будда был как минимум уж очень и очень большого роста для азиата.
Да и в своих текстах Будда чуть ли не через каждое слово сообщал, что рассказывает о неких (внимание!), именно «Арийских истинах» и учениях… Что, согласитесь, услышать от азиата или коренного дравидийца немного странновато. Хотя, конечно же, это все научно не доказано, и точный до сантиметра рост Будды сейчас не скажет с уверенностью никто, но как минимум он был более 2 метров, а некоторые источники даже говорят, что более 3 метров и даже четырех
Хотя, конечно же, это все научно не доказано, и точный до сантиметра рост Будды сейчас не скажет с уверенностью никто, но как минимум он был более 2 метров, а некоторые источники даже говорят, что более 3 метров и даже четырех.
Хотя опять же, вероятнее всего, что там было намешано много различных кровей, как, собственно, и во всех нас, а возможно этому способствовала ещё и какая-то «суперцарская родословная», но и это уже не так важно для темы нашего разговора. Интересно скорее то, что сами индийцы, а вернее индусы, которые верят в так называемый Индуизм, на самом деле считают Будду никаким не буддистом, а именно ярким и невероятно значимым представителем их же религии, великим ведическим пророком и святым
Интересно скорее то, что сами индийцы, а вернее индусы, которые верят в так называемый Индуизм, на самом деле считают Будду никаким не буддистом, а именно ярким и невероятно значимым представителем их же религии, великим ведическим пророком и святым.
Более того, индусы во все времена считали и считают до сих пор, что Будда родился даже в той же самой семейной родословной линии, что и сам Кришна…
Надеюсь, вы слышали про такого? Говорят, что самый главный текст Индуизма и их вариант «Библии» был написан именно с его слов. Ну, и заодно он родился на минуточку в той же семье, что и Рама, просто на много тысяч лет после него. То есть Будда, возможно, был одним из прапрапра…правнуков Кришны и Рамы. А яблоко от яблони, как говорится, сильно уж далеко никогда не падает…
Так что если потратить время и почитать о Будде в Индуизме или хотя бы удосужиться спросить у грамотного экскурсовода по древним храмам, то вам однозначно скажут, что Будда – это один из так называемых «аватаров» Вишну, то есть живших на земле людей, в которых присутствовал некий божественный дух. Или даже воплощение самого Бога или какого-нибудь божества на земле, но, так или иначе, идея понятна.
Ведь понятное дело, ни о каком таком Буддизме сам Будда естественно ни разу не упоминал и даже об этом не думал. И хотя написано о Будде просто невероятное количество всего, но нигде, конечно же, нет ни слова про какой-то там Буддизм. Как, собственно, не было и у Христа ни слова о христианстве в Библии.
Что, правда, абсолютно никого не смутило и не помешало неким искренне заблуждающимся верующим, либо даже неким деструктивным сектантам ради заработка и разделения народа, о чем мы говорили в самом начале, намеренно создать из этого аналогичного другим учения еще одну отделенную от остальных, а главное противоречащую другим мировую религию.
Более того, Будда постоянно просил его не обожествлять и даже не верить ему на слово, а просто пользоваться полезной информацией, которой он делится, вернее, применять её в жизни и смотреть, дает она реальные результаты или нет. Ведь только это может быть реальным критерием истинности и полезности.
Так что к религии в современном понимании этого слова данное учение не имеет вообще никакого отношения…
Есть ли в буддизме разветвления (как в христианстве)?
Мандала Васудхара. Непал, 1777 год
В буддизме существует три направления: тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» Слово «колесница» подразумевает, что учение — своего рода транспортное средство, доставляющее людей к просветлению. и ваджраяна — «алмазная колесница». Тхеравада, распространенная преимущественно в Шри-Ланке и Юго-Восточной Азии, считается наиболее древним направлением, восходящим непосредственно к Будде Шакьямуни и кругу его учеников.
С точки зрения последователей махаяны, тхеравада — излишне элитарное учение, которое они презрительно называют хинаяной, то есть «малой колесницей», — ведь оно предполагает, что достичь нирваны можно, только встав на путь монашества. Махаянисты же утверждают, что миряне тоже могут достичь просветления. Особую роль для них играет учение о бодхисаттвах — просветленных людях, добровольно оставшихся в сансаре, с тем чтобы помочь выбраться из круговорота рождений и смертей другим людям. Так, в тибетской традиции воплощением бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары считается духовный лидер тибетцев Далай-лама XIV. Махаяна распространена в Китае, Тибете, Непале, Японии, Корее, Монголии и Южной Сибири.
Наконец, ваджраяна возникла внутри махаяны в конце I тысячелетия н. э., достигнув наивысшего расцвета в Тибете. Последователи этого течения утверждали, что достигнуть просветления можно в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и прибегать к особым медитативным практикам. В настоящее время распространена преимущественно в Монголии, Тибете, Бурятии, Тыве и Калмыкии.
Мифы и легенды о Будде
Оригинальная биография Будды была объединена со многими легендарными рассказами и мифами. Концепция и рождение Сиддхартхи связаны с несколькими чудесами. Легенда гласит, например, что Майя не имела половых контактов с Шуддходаной; Будда вошел в лоно Майи через ее правую сторону в форме белого слона. Судьба ребенка была ожидаемой: группа святых предсказывала, что Сиддхартха станет могущественным монархом или Буддой. Шуддходана знал это пророчество, поэтому он сделал всё возможное, чтобы не дать Сиддхартхе стать свидетелем любых форм человеческих страданий, постоянно удерживая своего сына во дворце, среди роскошеств, буйства молодости и комфортной жизни.
Когда Сиддхартха приближался к своему просветлению во время медитации, дьявол по имени Мара попытался остановить его, но в итоге Мара потерпел поражение. Этот конкретный момент часто изображается в искусстве: Будда сидит в медитации, одна рука на коленях, другая делает жест, останавливающий Мару, означающий непоколебимость и стойкость, когда кто-либо подвергается искушениям демонов.
Чудеса были также внесены в биографию Будды. Следующее описание чуда призвано подчеркнуть благодарность Будды: “Будда должен пересечь пустыню в полдень. Боги из своих тридцати трех кругов сбрасывают ему зонтик. Будда, не желая оскорблять какого-либо из богов, умножается на тридцать трех Будд, так что каждый из богов видит сверху Будду, защищенного зонтиком, который он бросил ему”.
Ранняя буддийская община пыталась продемонстрировать, что то, чему учил Будда, не было чем-то новым; скорее, что он заново открыл вечную истину. Поэтому в буддийской литературе существует ряд утверждений, подтверждающих эту точку зрения, включая учение о существовании прошлых Будд. Это позволило буддистам претендовать на авторитет, аналогичный авторитету некоторых конкурирующих школ, таких как ведические и джайнские традиции, которые поддерживали свой авторитет, утверждая, что они возникли очень давно.
Истории о прошлых Буддах следуют одному и тому же общему сюжету и структуре: все они сидят, скрестив ноги, в утробе матери; все они делают семь шагов на север сразу после рождения; все они отрекаются от мира после того, как стали свидетелями старости, болезни,смерти и нищеты; все они достигают нирваны; они никогда не умирают до того, как их миссия завершена; все они умирают после употребления мяса.
В буддийской литературе также представлены рассказы о предыдущих реинкарнациях Сиддхартхи Гаутамы. Одним из самых известных описаний такого рода является текст под названием «Сутра мудрых и глупых», в котором описываются многие прошлые жизни Сиддхартхи Гаутамы. Хорошо известным примером является популярная история, в которой принц Махасаттва (который на самом деле был Буддой во время одной из своих предыдущих жизней), вдохновленный состраданием и самоотверженностью, предложил свое тело в качестве пищи голодной тигрице, чтобы тигрица не съела своих, только что родившихся, детёнышей.
Достоверность хронологических данных
Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются давать историческую оценку неподтверждённым сведениям об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его учением».
Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер (например Dīgha Nikāya 2.100), то мы получаем такие даты: 566—486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма, сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448—368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете — 881 г. до н. э. В прошлом среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.
Просветление
Через шесть лет изучения и медитации в этой тогда еще приятной, поросшей лесом низменности Северной Индии у молодого принца созрели обещания из бесчисленных жизней. Он хотел наконец познать суть ума для блага всех существ. Для осуществления задуманного Сиддхартха выбрал место под названием Бодхгая, которое сегодня представляет собой оживленную деревню, полную азиатских храмов, западных туристов, последователей буддизма и индийских нищих, но где до сих пор сохраняется мощное поле силы.
В последнее время окрестности Бодхгаи стали весьма опасными, так что посещать святые места лучше только в светлое время суток и в составе больших групп, поскольку здесь могут убить просто ради вещей и денег. Бодхгая находится на юго-востоке от Дели в двух третях пути до Калькутты в штате Бихар, который в настоящее время безнадежно перенаселен. Придя туда, Сиддхартха сел под большим деревом с пышной кроной, твердо решив оставаться в состоянии самопогружения до тех пор, пока не будет достигнута цель – пока он не станет способным приносить пользу всем существам.
После шести полных самых разных переживаний дней и ночей, на утро седьмых суток принц достиг Просветления. Это майское полнолуние – примерно 2525 лет назад – было его тридцать пятым днем рождения, а через 45 лет стало днем его смерти. В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Сиддхартха стал светящимся осознаванием – знал все и был всем каждой клеткой своего тела.
В уме мгновенно растворились последние завесы жестких представлений, и осталось только всеобъемлющее «здесь и сейчас». Исчезли все разделения во времени и пространстве – и прошлое, настоящее и будущее слились в состоянии сверкающего блаженства, содержащего в себе все. Первые семь недель после окончательного постижения Будда продолжал сидеть под деревом – очевидно, для того, чтобы тело привыкло к огромным потокам силы Просветления.
В этот период к нему приходили боги – получали от него благословение и принимали в нем Прибежище. Как впоследствии и самые одаренные из людей, они видели в нем не человека, но зеркало своей собственной Будда-природы. Благодаря примеру Будды они получили возможность обратиться к ценностям, на которые действительно можно положиться.