История создания
В славянской мифологии Яга приходилась дочерью Вию, властелину Срединного царства Нави, и имела «пропуск» в верхнее царство. Девушка вечно оставалась молодой и не уступала по красоте своим сестрам Ладе и Деване. Считалась сильным воином, но в разборки богов не вступала принципиально, считая войны низменным занятием для божественных существ.
Классическое изображение Бабы-Яги
Отец не мог выдать Ягу замуж, потому что богиня Лунного пантеона поставила условие – она согласится на брак только с тем, кто ее одолеет. Победил в поединке строптивую девку на выданье мудрый бог-оборотень, покровитель искусства Велес. Между мифологическими персонажами вспыхнула любовь, и они стали супругами.
Яга заняла пост повелительницы Верхнего подземного царства – границы между миром живых и миром мертвых. По легенде, бессмертную красавицу-богиню настигло проклятие ирийских богов, и превратилась Яга в древнюю старуху. Вернуть былую красоту не помогали даже души людей, которыми она питалась.
Эта страшная старуха, коротающая век в избушке на опушке леса, и поселилась позже в сказках.
Баба-Яга в сказке «Василиса Прекрасная»
Однако версии происхождения персонажа на этом не заканчиваются. Возможно, образ Бабы-Яги получился из божества смерти – женщина с хвостом змеи охраняла подступы к подземному миру, встречая души умерших и провожая их в последний путь.
Поддерживает эту теорию и жилище Бабы-Яги. Избушка на курьих ножках является символом «проходной» в потусторонний мир. Исследователи рассматривают два варианта происхождения жилища именно такой конструкции. Возможно, «курьи» – это изменившееся слово «курные». В древности наши предки строили для умерших дома смерти, которые возвышались на окуренных дымом столбах. Возводили такие постройки и на древних пнях, чьи корни и правда похожи на куриные ноги.
Избушка на курьих ножках
Чаще всего избушка обнесена частоколом, «украшенным» светящимися в ночи черепами. Вот яркий символ границы между миром живых и мертвых. Двери домиков смерти смотрели в лес, а если заглянуть внутрь, то можно было увидеть ноги покойников. Вероятно, поэтому к имени Бабы-Яги добавилось словосочетание «костяная нога». Еще один вариант – древние славяне ягими называли людей, страдающих от заболеваний ног.
Имя и некоторые качества персонажа говорят о том, что обитательница леса была знахаркой, живущей вдали от людей, как и все ведуньи. Слово «яга» происходит от «язя» или «яза» – болезнь, немощь. А постоянное желание старухи поджарить гостей избушки в печке напоминает о языческом обряде лечения младенцев. Ритуалом «припекания» не брезговали родители маленьких детей: знахарка заворачивала малыша в тесто, помещала на хлебную лопату и три раз засовывала в топившуюся печь. Затем тесто скармливали собакам.
Баба-Яга и Иван-дурак
Только вот в сказках Баба-Яга всегда собирается съесть запеченного гостя. Исследователи полагают, что обряд лечения сменил полюс с положительного на отрицательный во время установления христианства на Руси, когда новой религии нужно было очернить язычество.
И, наконец, теория №3 – Баба-Яга олицетворяла богиню-мать всего живого, мудрую жрицу, лесную бабу, которой принадлежало право проводить обряд «инициации» подросших мальчиков. Смысл ритуала заключался в том, чтобы посвятить юношу в полноправного члена общества, а для этого ребенок должен «умереть» и возродиться взрослым мужчиной. Процедура неприятная – мало того, что проходила в дремучем лесу, так еще и сопровождалась истязаниями.
Была ли Баба-яга на самом деле
На самом деле – все достаточно реально. Дело в том, что в древности существовало подобие матриархата. В те далекие времена зрелость мужчин определяли никто иные, как девушки и женщины. Причем, доказать это мужчина должен был не своей внешностью, успехами в постели или в ратном деле, а поступками, которые действительно делают из него мужчину – добытчика семьи.
Так вот, история рассказывает о женщинах-жрицах, которые, в результате своих знаний и мудрости, воспринимались обществом как ведьмы или колдуньи
Их продолжали ценить, когда что-то было нужно, но в большинстве своем, люди относились к знаниям с осторожностью. Именно поэтому, большинство жриц уходили жить в глубокие леса
Однако традиция испытаний никуда не делать. Однако теперь юноша, чтобы доказать свою зрелость, вынужден был отправляться в одиночку в лес, где его поджидали испытания Бабы-яги. Как правило, это простые испытания: добыть еду, помыть посуду, сварить обед, наколоть дров, кого-то победить и т.д.
В результате этого парень доказывал, что он уже взрослый, что при необходимости сможет позаботиться о себе и своей семье, сможет защитить их. И решала это Баба-яга, которая все время наблюдала за действиями парня.
Более того, если за основу легенд взять наши сказки, то обратите внимание на возлюбленных главных героев. Это сплошь царевны, княжеские или купеческие дочки и т.д
Само собой, чтобы жениться на такой барышне, нужно было доказать свою зрелость, причем не у соседки в кровати, а действительно на деле у одинокой жрицы в лесу, одно упоминание о которой уже вызывает мурашки на коже.
Таким образом, можно предположить, что Баба-яга – это не один единственный персонаж, а собирательный образ всех жриц славянских племен. При этом, этих жриц, в наши дни, вполне можно называть знахарями, ибо они в точности владели знаниями о волшебных свойствах растений и при необходимости, использовали их на благо людям. Также отсюда можно сделать вывод, что Баба-яга, в основном, это хороший персонаж, призванный помогать людям. Но характеры бывают разные, а отсюда и расхождения в легендах, образах и внешнем виде.
Более того, во времена Крещения Руси, все доброе и живое, что ценилось в язычестве, портили, оскверняли и уничтожали. Возможно, именно поэтому некогда добрая ведунья и берегия Ягиня стала коварной и жестокой бабкой, цель которой заманить путников и убить. И то, если знать все факты, даже зловредные проделки Бабы-яги можно расценивать, как один из способов помощи.
Вот такая она, Баба-яга. Как видите, далеко не все мы знали об этом персонаже из детских сказок. А когда-то люди действительно в нее верили, а возможно и пользовались ее услугами. И нет ничего ужасного в том, чтобы владеть знаниями и информацией, но тогда это воспринималось иначе. Тем не менее, славяне куда проще воспринимали всю мистику, а не как в Европе, где все закончилось сжиганием на кострах. На этой ноте мы хотим закончить нашу статью, всем удачи и до новых встреч.
Внешний облик хранителя леса
В легендах дух леса описывается абсолютно по-разному. Можно сказать одно, Леший очень многолик. Иногда он может напоминать человека, но его выдает серая кожа, темно-зеленые волосы и зеленая борода.
В некоторых сказаниях встречается и другое описание — что это одновременно и животное, и растение. Можно встретить описания, указывающие на то, что Леший — это безликий дух.
У данного персонажа есть весьма важное качество — он может превращаться во что угодно. Чаще всего он принимает образ дерева
Это демоническая осина, дуб, липа или сосна. Также стать дух может пнем, грибом либо мхом. Иногда в сказаниях описывается обросшая мхом одежда и лицо духа, плотная грубая кожа.
В легенде указывается, что иногда, прежде чем показаться человеку, Леший пугает его. При приближении хозяина леса начинают трещать деревья, ветви хватают человека за руки, лес начинает гудеть и шуметь. В некоторых случаях существо является персонификацией всего леса. Превращаться Леший может в любое животное. Такое тотемное, как медведь, филин либо волк, а также демоническое — сорока, лягушка.
Мифический козлоногий и рогатый бог – Пан
В некоторых случаях Лешего ассоциировали с древнегреческим богом Паном, так как представляли его в виде получеловека-полукозла. Нередко перед путником магическая сущность может появиться в виде знакомого человека. Часто это усопший родственник.
В одних сказаниях описывается сущность как великан, в других — как маленький человечек. Считалось, что в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, можно узнать, куда движется Леший.
Нашим предкам был известен действенный способ, который позволяет увидеть эту сущность. Для этого необходимо было посмотреть через правое ухо лошади либо через хомут. Согласно одному из преданий, хозяин леса носит шапку невидимку и с ее помощью скрывается от людей.
Почему ножки курьи, а нога костяная?
Такой эпитет, «курьи», как правило, ассоциируется с куриными ножками, какие мы нередко видели в фильмах. Но некоторые исследователи имеют на это другой взгляд. В частности, уже упомянутый А. Иванов говорит о том, что финны окуривали стволы подрубленных деревьев. Скорее всего, это делалось в сакральных целях.
Ступа могла ассоциироваться с тем же домиком для куклы, с погребальной урной или с домовиной, то есть с гробом. Многие славянские народы верили, что именно там размещается душа умершего. Домовины поднимали над землей, ставя их на пеньки. Их устанавливали таким образом, чтобы находящееся в них отверстие обращалось в сторону, противоположную поселению, то есть «к лесу передом». Мертвец же располагался ногами к отверстию. Если кто-то заглядывал в него, то мог увидеть именно эту часть тела. Отсюда в фольклоре и появилась «костяная нога».
Корабли в хорошем состоянии из-за ила: найден затонувший в XVI в. испанский флот
Полная девушка решила похудеть. Тори скинула 50 кг и стала королевой красоты
Российские учёные обнаружили альтернативу антибиотикам в Арктике
Такой атрибут, как метла, был связан с магией и символизировал некоторую очистительную силу.
Что касается зажаривания людей в печи, то, возможно, здесь находит отклик тот факт, что знахарки в старые времена выхаживали и лечили детей следующим образом. Заворачивая ребенка в тесто, они укладывали его в теплую печь, где он донашивался, «припекался», выздоравливал. И как бы рождался для новой жизни.
Атрибутика и символика Ягини
С 10 по 16 февраля Ягиню славянские племена и рода вспоминают вместе с Великим и Мудрым Велесом.
Наши предки представляли матушку Ягиню красивой женщиной, на которой были надеты золотые башмачки-скороходы, светлая и чистая одежда, русые косы, заплетенные и убранные под славянскими украшениями.
Исследователи славянской мифологии полагают, что Ягуня была прозвана Матушкой именно за безмерную любовь к детям. Наши предки славяне считали, что после очередной великой войны между разными родами осталось много детей-сирот. Наступали тяжкие и темные времена царствования злых сущностей, невежества, морока и вражды. Перед наступлением этой страшной эпохи Яга стремилась забрать в свой Скит (обиталище) как можно больше сирот славянского роду и роду русичей. Там она уже обучала их Ведам и тем знаниям, коими сама и обладала. Богиня делала всё, чтобы её детей не коснулось невежество новой эпохи времен.
Подробнее:
Баба-яга – богиня
Бабу-Ягу называли по-разному. У одних племён именовалась она Ягишной, другие же “окрестили” её Ягой-Ягишней. Она принадлежала к древнейшим славянским богиням. Конечно, у каждого бога существовала своя сфера покровительства.
Что касается Бабы-Яги, то это была смерть. Её представляли суровой женщиной со змеиным хвостом. Она стояла на входе в потусторонний мир, следя за порядком в обители мёртвых.
Надо признать, что выглядела та самая, мифологическая Баба-Яга гораздо страшнее, нежели её сказочный аналог. Исследователь М.Забылин в своих работах называет её адской богиней, которой люди приносили кровавые жертвы, надеясь задобрить грозную покровительницу.
Причём речь о костяной ноге в преданиях заходит неспроста. Это – не увечье богини, а символ её единства в двух мирах. Одной ногой она стоит в царстве живых, а другой, костяной, находится там, где обитают лишь души умерших людей.
Баба-Яга – богиня смерти / . Irnyo / felipeirnyo.artstation.com
Функции Бабы-Яги
Несмотря на жуткое описание и место обитания Бабы-Яги, её изначальный образ не стоит демонизировать. Она не убивала людей, не переносила их в мир мёртвых, не стремилась погубить кого-либо. Славяне верили, что Смерть передаёт Бабе-Яге тех, кому пора уходить в иной мир. Сама же Ягишна являлась оплотом порядка в своём царстве.
Она следила, чтобы в царство мёртвых попадали лишь умершие, а обратно никто из духов не мог выйти. С одной стороны, это нарушало мечты и желания многих людей. Но, с другой. представьте, что было бы, если бы в мёртвом царстве не было порядка, а царил лишь хаос, причём умершие свободно перемещались бы в разных мирах. Именно от этого “апокалипсиса” и берегла мир Баба-Яга.
Баба-Яга лесной авторитет на страже порядка / Polina Bakalina / polinarte.artstation.com
Атрибуты, друзья и враги
Баба-Яга колесит по белу свету в ступе. Добавить скорости средству передвижения помогает железный пест или палица, а замести следы – приделанное сзади помело. Позднее в сказках автотранспорт наделили летательными способностями, где помело обрело дополнительные функции. Оно наделяет ступу маневренностью, дарит возможность повернуть в разные стороны, совершить пике или вертикально взлететь.
Баба-Яга и Кащей Бессмертный
Неотъемлемой частью экстерьера жилища старухи стали черепа (сначала лошадиные, затем человеческие), играющие роль светильников, а иногда и оружия. Внутри избушки хранятся несметные сокровища и целый ворох волшебных вещиц.
Яга водит дружбу с различными обитателями леса – кикиморами, лешими. Часто пособничает Кащею Бессмертному (предстает его теткой, матерью или дальней родственницей) или же, наоборот, враждует с ним, всячески пакостит. На службе у лесной старухи состоят черный кот, совы и вороны, змеи и лягушки.
Яга — ‘злая, ужасная’
Более вероятно, что яга родственно по происхождению таким словам балтийских языков, как латышское îgt, îgstu ‘чахнуть, досадовать’; литовское éngti, éngiu ‘давить, душить, теснить, мучить’, ‘сдирать кожу’. Этимологически родственными словами в славянских языках считаются также старославянское ѩза и древнерусское ꙗза ‘болезнь, недуг’; болгарское еза́ ‘му́ка, пытка’; сербохорватское jéза ‘ужас, страх’ и jèзив ‘опасный’; словенское jéza ‘гнев’; старочешское jězě ‘ведьма’ и др. Можно предположить, что первоначальное значение слова яга — ‘злая, ужасная’. Так назвали существо, воплощавшее в себе боль и кошмар.
Возможно, к данной группе этимологически родственных слов следует отнести и русский диалектный глагол ягать ‘кричать, ругаться’. Но с этим соглашаются не все исследователи. Ягать обычно соотносят с латышским indzêt ‘стонать’, литовским iñdzti ‘плакать, сетовать, жаловаться’; связаны ли эти слова с нашей ягой, пока неясно.
По принадлежности к частям речи слово яга первоначально могло быть либо именем существительным, либо кратким прилагательным.
Некоторые этимологи выдвигают версию о возможной связи слов яга и игоша. Игошами называли мелких представителей нечистой силы — безруких, безногих духов, проказничающих в доме. Наши предки верили, что игошами становятся мертворожденные (или умершие до крещения) младенцы. Одному такому персонажу посвятил свой рассказ «Игоша» писатель В. Одоевский. Этимология слова пока считается темной. Возможно, что оно не имеет отношения к яге, а представляет собой уменьшительную форму имени Игнат.
Но вернемся к лесной ведьме. Существовали и иные этимологии. Исследователи соотносили слово яга то с венгерским ángy ‘жена старшего брата’, то с самодийским ŋga ‘бог’, то с латинским aeger ‘расстроенный, больной’, то объявляли заимствованием из финского или тюркских языков… В наши дни данные гипотезы признаны несостоятельными или весьма сомнительными.
Подведем итог. На вопрос об этимологии слова яга пока нет окончательного ответа. Но, скорее всего, оно первоначально значило ‘злая, ужасная’ и родственно некоторым балтийским и славянским словам со значениями ‘страх’, ‘мучение’, ‘душить, теснить’.
Баба Яга — заботливая берегиня
Несмотря на то, что такое? такой персонаж кажется незамысловатым и простым, есть и другие теории которые описывают эту героиню славянских мифов с нацело другой стороны.
По одной из них, эта женщина была заботливой и мудрой берегиней, а кличка Яга — это трансформированное слово «Яшка», то есть «ящер», прародитель не (более сущего, что нас окружает. В наше время известно слово близкое к этому — «пращур». Слаженно такой версии, эта ведьма считается прародительницей.
Есть легенда, что вперед колдунья была доброй ведуньей, берегиней. Когда же на Руси было весь принято христианство, то всё то доброе, светлое и чистое, зачем когда-либо облагораживало язычество, всячески старались испортить, уничтожить.
Отчего берегиням, которые помогали людям, приписывались негативные черты: отвратительная обличье, злые намерения. Поэтому можно предположить, что изначально Баба Баба-яга у славян была добрым персонажем, заботливым и несомненно очень важным.
(пред)положим, помните ли вы, что злобная старуха из сказок пыталась запекать младенцев? Если бы посмотреть в глубь данного ритуала, то можно открыть на себя удивительные подробности. В далекие период был широко распространён ритуал припекания детей. Делалось это и с магической целью, и с практической. Есть расчет отметить, что популярен этот обряд был даже вплоть накануне начала 20 века.
К ритуалу припекания ребенка прибегали в том случае, неравно малыш был хилый, недоношенный, у него был рахит атрофия и подобные заболевания. Выполняется нынешний обряд бабкой-знахаркой. Малыша обмазывали тестом, клали на лопату и трехкратно ненадолго отправляли в растопленную печку. Теперь можно увидеть сказку в другом освещении, при котором Супр Яга пыталась спасти ребенка, помочь ему окрепнуть.
Также бытовало теория, что подобным образом можно сжечь все болезни, которые выйдут возьми улицу с дымом через трубу, а припечёный ребенок станет здоровым и сильным.
Чего известно о месте обитания ведьмы? Ножки избушки, в которой проживал эпический персонаж, называют «курьи ножки». В разнообразных расшифровках указывается, что это разрешено понимать, как «ножки, подпоры куреня», которые нередко использовались около строительстве избы.
Ритуалы и обряды
Различные легенды содержат некоторые упоминания о ритуалах, которые проводились для того, чтобы пообщаться с Лешим. В одной из них указано, что для того, чтобы встретиться с хозяином леса, необходимо было срубить несколько берез, сложить их по кругу так, чтобы все верхушки сошлись в центре, расположиться в середине круга и громко позвать дедушку.
Был еще один весьма распространенный способ. Необходимо было срубить сосну так, чтобы она повалила две осины. После этого на дерево нужно было стать лицом к северу и позвать духа.
Большой популярностью пользовался обряд призыва в ночь на Ивана Купала. Человеку нужно было срубить осину так, чтобы она рухнула на восток. После этого человек становился на нее, поворачивался лицом к востоку, нагибался и смотрел на землю.
В древности люди также обращались к Лешему за помощью и советом. Считалось, что на Святки можно погадать на перекрестке. Для этого необходимо было взять лучину и нарисовать вокруг себя (стоя на перекрестке) три круга. Далее принести с собой кусок хлеба. Иногда брались и другие дары.
Лешего следовало позвать, после чего задать вопрос. Звуки, доносящиеся из леса, и будут ответом на вопрос. Таким образом можно было получить 3 ответа. Если человек не брал ничего с собой в дар, то мог за это поплатиться.
Кроме этого, узнать, что ждет человека в будущем, можно было внезапно столкнувшись с хозяином леса. Считалось, что он не откажет путнику в помощи, если будет в хорошем расположении духа.
Хранитель леса — это очень распространенный персонаж легенд, мифов, сказок. Благодаря тому, что образ появлялся в очень многих произведениях, он приобрел новые черты, которые далеко не всегда соответствуют традиционным представлениям об этой нечисти. Но, как бы там ни было, Леший навсегда останется мудрым, сильным и грозным хранителем подвластной ему территории.
Альтернативная версия
Так же существует поверье, что на самом деле Баба-Яга – это одноногое существо. И если верить мифологии, то одноногость означает принадлежность к змееподобным, звероподобным созданиям, о чем мы говорили в начале статьи.
В различных русских губерниях эту мифическую старуху представляли по-разному. К примеру, со слов крестьян Ярославской губернии, Ягая живет в лесу или в болоте со своей дочерью Маринкой, одевается в белые одежды, а на голове у нее повойник. И, кстати, здесь Ягиха не летает, а очень быстро бегает, погоняя саму себя помелом.
В Архангельской губернии люди верили, что Баба-Яга – это нечистая сила, колдунья, у которой нет мужа. Сидит дома, в основном на печном столбе. Ноги у нее на лавках, голова и вовсе на какухе. И груди на полках. Здесь Ягинишна летает в своей ступе и, знай себе, пожирает людей.
Обычную старуху в наше время тоже могут прозвать Бабой Ягой, за соответствующий облик (кривой нос, сгорбленная походка, редкие зубы и косматые волосы) или за то, что она занимается гаданием, колдовством, приворотом, заклинаниями, заговорами. Таких женщин суеверные люди ассоциируют с ведьмами и обходят их стороной.
Такому персонажу, как Баба-Яга, невозможно дать однозначную характеристику, потому что в одних сказках она жарит детей в печи, посадив их на лопату, а в других сказках кормит, поит, парит в бане, укладывает спать, а после этого еще и щедро одаривает волшебными подарками.
Устаревшие имена Бабы-Яги, которые практически не используются в литературных произведениях и в разговорной речи – Ягинишна, Ягая Баба, Егебица, Ягая, Ягиха, Ягабиха.
Происхождение Бабы-яги
Надо сказать, образ этого персонажа происходит из глубокой древности. Конечно, время сильно потрепало и изменило героиню нашего сегодняшнего рассказа, однако давайте сначала отправимся в далекое путешествие, когда Баба-яга, а точнее, тогда еще Ягиня, была молодой, красивой и статной девушкой.
Итак, доподлинно известно, что Баба-яга являлась дочерью самого Вия, владыки Срединного царства Нави, а также богини Макошь, старшей из трех богинь судьбы. В те далекие времена считалось, что Яга является божеством смерти, что она сторожит вход в царство мертвых, а в некоторых легендах – она даже была проводником душ.
Стоит отметить, что данный персонаж упоминается и в скифских легендах. Если вы внимательно читали нашу статью о Геракле, то наверняка запомнили момент, когда знаменитый греческий герой отправляется в земли скифов, где он встречает наполовину деву, наполовину змею Ехидну. Известно, что в результате их недолгих отношений Ехидна забеременела, а после произвела на свет первых скифов. В свою очередь скифы – это одно из племен, предшествующих славянам, т.е. одни из первых наших прародителей.
В те давние времена, Ягиня считалась неописуемой красавицей. До нас дошли источники, что по красоте своей Ягиня могла сравниться с самими Ладой и Деваной. Учитывая тот факт, кем был ее отец, не удивительно, что девушка часто путешествовала по верхнему подземному царству. Именно там она почерпнула свою мудрость, именно там она научилась понимать практически все языки мироздания.
Помимо прочего, Ягиня считалась еще и сильным воином, противостоять которому не мог не один смертный, и даже не каждый бессмертный мог справиться с дочерью Вия. У последнего, к слову сказать, было с этим много проблем, т.к. он хотел выдать дочь замуж, однако Ягиня поклялась, что выйдет замуж только за того, кто одолеет ее в честном бою.
Известный факт, что впоследствии она все-таки вышла замуж, и не за абы кого, а за самого Велеса, который волею судеб забрел на территорию Верхнего Подземного Царства и встретил там Ягиню, в которую влюбился, с которой сразился и победил.
Впоследствии, Весел и Яга стали правителями Верхнего Подземного Царства, однако представление славян о посмертной жизни также претерпел изменений. Поэтому Верхнее Царство перестало считаться землей мертвых, а стало чем-то, вроде промежуточной территорией, между царством живых и царством мертвых, между Явью и Навью.
Также существует легенда, которая была популярна у северо-западных славянских племен. Считалось, что Баба-яга – это никто иная, как русалка. И действительно, в тех племенах передавался облик старых и страшных женщин, в качестве русалок, которые были прокляты родителями, погибли некрещенными или же утопились в водоеме от нераздельной любви.
Также древняя славянская мифология достаточно верно описывает историю старения Ягини. Например, существует легенда, согласно которой Велес, по наущению Яги, выкрал небесных коров из Прави. За это боги прогневались на Ягу и прокляли ее, в результате чего, бессмертная и вечно молодая красавица превратилась в ужасную старуху с костяной ногой. И как бы она не старалась, а молодость и красоту она вернуть не могла. Благодаря душам смертных, она ненадолго обретала былой облик, но это был лишь кратковременный эффект. Так красавица Ягиня и стала Бабой-ягой, закрепившимся в русском фольклоре.