Ангел Хранитель
Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел–наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),
«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».
По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).
К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».
Епископ Сильвестр (Стойчев)
Примечания:
1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).
3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам… А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».
6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.
7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 2. С. 54
Небесная иерархия
Она состоит из трех ликов. Каждый лик имеет три чина. Высший лик состоит из серафимов, херувимов и престолов; средний – из господствий, сил и властей; нисший – из начал, архангелов и ангелов.
Высочайшим ликом ангельским являются серафимы. Имя их значит пламенные, огненные. Непосредственно и непрерывно предстоя Тому, Кто есть любовь, Кто живет в свете неприступном, и Которого престол есть пламень огненный, серафимы горят высшей любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняет и других. О серафимах повествует нам пророк Исаия в 6-ой главе: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы, у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его».
Второй чин старшего лика составляют херувимы, имя которых значит разумение или ведение. По этой причине их именуют многоочитыми. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они другим изливают премудрость Божию. В Священном Писании во многих местах говорится о херувимах, например: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24). Многократно говорится о херувимах в книге пророка Иезекииля: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: вот четыре колеса подле херувимов, по одному колесу подле каждого херувима, и колеса по виду – как бы из камня топаза» (10, 8-9).
Третий чин старшего лика – престолы, называемые богоносными не существом, но служением, на которых Бог благодатно и непостижимо почивает. Через этот лик Бог являет Свое величие и правосудие.
Перейдем теперь к среднему лику небесной иерархии. Старший чин его составляют господства, которые господствуют над нисшими ангелами. Доброхотно и радостно служа Богу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого устроения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения.
За господствами в среднем лике следуют силы, через которые Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающимся и обремененным. Об этом чине возвещает нам апостол Петр, говоря, что восшедшему на небо Христу покорились ангелы, и власти, и силы.
К нисшему чину среднего лика принадлежат власти, которые имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушений его и укрепляют в подвигах благочестия. Некоторые святые отцы полагают, что ангел-хранитель апостола Петра, выведший его из темницы, принадлежал к этому чину ангельскому.
В нисшем лике небесной иерархии находятся: в первом чине начала, которые начальствуют над младшими ангелами, назначают должности, распределяют служения между ними, управляют царствами и обществами человеческими.
Предпоследний чин составляют архангелы, благовестники и провозвестники таин Божиих, и сообщают волю Божию людям.
Последний чин именуется просто ангелами, ближайшими к людям бесплотными духами. Они-то преимущественно и посылаются в мир, в качестве наших ангелов-хранителей. Вот это то, что мы знаем о чинах и ликах небесной иерархии.
https://youtube.com/watch?v=XlR7pYGlDMA
Третья сфера
Княжества или правители
Княжества изображены в короне и со скипетром . Их обязанностью также является выполнение приказов, данных им ангелами высших сфер, и передача благословений материальному миру. Их задача – контролировать группы людей. Они наставники и хранители царства земли. Как и существа, связанные с миром зародышевых идей , они, как говорят, вдохновляют живые существа на многие вещи, такие как искусство или наука .
Павел использовал термин власть и власть в Ефесянам 1:21, а начальники и власти – в Ефесянам 3:10.
Архангелы
Архангел Гвидо Рени Михаил (в церкви капуцинов Санта-Мария-делла-Консесионе, Рим , 1636 г.) попирает сатану.
В большинстве христианских традиций Гавриил также считается архангелом, но это предположение не находит прямого литературного подтверждения. Также стоит отметить, что термин « архангел» встречается только в единственном числе, никогда не во множественном числе и только в конкретном отношении к Михаилу.
Имя архангела Рафаила появляется только в Книге Товита (Товиас). Товит считается второканоническим католиками (как восточными, так и западными обрядами), православными христианами и англиканами. Однако Книга Товита не признана большинством протестантских деноминаций, таких как христиане-реформаторы или баптисты. Рафаэль сказал Тобиасу, что он был «одним из семи, которые стоят перед Господом», и обычно считается, что Михаил и Гавриил – двое из шести других.
Четвертый архангел – Уриил , имя которого буквально означает «Свет Бога». Имя Уриила – единственное, которое не упоминается в западной христианской Библии, но играет заметную роль в апокрифе, который читают англиканские и русские православные христиане: Вторая книга Ездры (четвертая книга Ездры в латинской Вульгате ). В книге он открывает семь пророчеств пророку Ездре , в честь которого названа книга. Он также играет роль в апокрифической Книге Еноха , которая считается канонической в Эфиопской Православной , Эритрейской Православной и Эфиопской католической церквях. Католическая церковь обычно не считает Уриила ангелом, так же как Книга Еноха не является частью католической Библии, используемой большинством католиков.
Другое возможное толкование семи архангелов состоит в том, что эти семь – семь духов Бога, которые стоят перед престолом, описанным в Книге Еноха и в Книге Откровения .
В Семь Архангелов называются ангелами – хранителями народов и стран, и касаются вопросов и событий , связанных с этим, в том числе политики, военного дела, торговли и торговли: например , Михаила Архангела традиционно рассматривается как защитник «Израиля» и из экклесии ( Gr. корень экклесиа~d из нового Завета пассажей), богословский приравнена как Церковь , предвестник духовного нового Израиля .
Другой ангел, Метатрон , вошедший в христианскую традицию через христианскую каббалу , описан в Вавилонском Талмуде как небесный писец, а в Зоаре – как царь ангелов. В апокрифической Книге Еноха (особенно 3 Енох ) сказать , что Метатрон был ранее библейским Енохом , который, по его вознесению на небеса , был преобразован в архангел и дал имя Метатрон. Затем он получил пост главы архангелов и рассказал секреты творения.
Ангелы
Ангел, утешающий Иисуса, Карл Генрих Блох , 1865–1879 гг.
В “ангелы” или malakhim ( Евр .: מַלְאָכִים), то есть “простые” ангелы ( Gr .: Ἄγγελοι, пл. Gr .: Ἄγγελος, Angelos , то есть посланник или посланник), самый низкий порядок небесных существ, и самый узнаваемый. Они больше всего озабочены делами мужчин. В категории ангелов есть много разных видов с разными функциями. Ангелы посланы к человечеству как посланники. Личные ангелы-хранители происходят из этого класса.
Личные ангелы-хранители
Личные ангелы-хранители не относятся к отдельному чину, а скорее происходят из чина ангелов. Среди христиан распространено убеждение, что они принадлежат каждому человеку, христианину или нет.
Природа ангелов
В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп
Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» – и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это – дух
Желаешь знать его должность? Это – ангел. По существу своему он – дух, а по деятельности – ангел».
Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами – плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом – единство гармоническое», – пишет В. Лосский (2).
Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая – нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они – неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, – не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).
Служение ангелов
Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16–26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.
О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.
Святые отцы – свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский – в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.
Вторая сфера
Западное окно церкви Святого Михаила и всех ангелов, Сомертон . Он изображает Христа-Царя в центре с девятью ангельскими фигурами, каждая из которых представляет верхний ряд: Господства , Херувимы , Серафимы и Ангелы ; нижний ряд: княжества , престолы , архангелы , добродетели и силы .
Ангелы Второй Сферы действуют как небесные правители творения, подчиняя материю, направляя и управляя духами.
Господства или Светлости
«Господство» (латы. Dominatio , множественные dominationes , также в переводе с греческим термином kyriotētes , пли. Из kyriotēs , как «Светлости») или «доминионы» представлены в виде иерархии небесных существ «светлость» в некоторых английских переводах De Coelesti Hierarchia . Доминирования регулируют обязанности низших ангелов. Только очень редко ангельские владыки физически становятся известными людям.
Добродетели
Добродетели известны своим контролем над элементами. Некоторые даже называют их «сияющими». Помимо того, что они являются Духами движения, они также помогают управлять природой. Они также помогают совершать чудеса. Они также известны своей работой, побуждающей людей укреплять свою веру в Бога.
Полномочия или власть
«Силам» ( лат . Potestas (f), множ. Potestates ) дано свое название, потому что они ангелы, обладающие властью над злыми силами, которые ангелы могут сдерживать, чтобы удержать их от причинения вреда.
Популярное за 7 дней
О праздновании рождества Иоанна Крестителя, или Чем опасны гуляния на Ивана Купалу
07.07.21 11:20
11 июля – день памяти иконы Божией Матери «Троеручица»
11.07.21 08:55
О чем нужно просить апостолов Петра и Павла, в чем они помогают?
11.07.21 19:28
Духовная битва в канун праздника Рождества святого Иоанна Крестителя
07.07.21 12:36
Как правильно относиться к святым?
09.07.21 13:51
Митрополит Антоний (Паканич) рассказывает, почему христианину не стоит ныть
13.07.21 15:34
Пейзажи Бориса Кустодиева
08.07.21 17:02
Что говорят православные матушки о семейной жизни
07.07.21 10:40
8 июля – день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
08.07.21 08:33
FM-2030 – опасный идеолог трансгуманизма, который собирался жить вечно
08.07.21 17:19
Падшие ангелы
Древние легенды о низвергнутых с небес ангелах имеют немало источников, наиболее известные из них – это Книга Еноха и, конечно же, Ветхий Завет. Они содержат информацию об ангелах по имени Вельзевул, Люцифер, «Наблюдатели», плюс целый список других падших ангелов. Что это за существа?
Ряд исследователей древних текстов полагают, что греческие мифы, описывающие мощных сверхчеловеческих существ, например, Зевса и Аполлона, скорее всего, указывают на все тех же падших ангелов, упоминающихся и в Книге Еноха, и в Ветхом Завете.
Например, в книге Бытия их называют исполинами (нефилимами) или «сынами Божьими», которые сошли на Землю и скрестились с людьми. В иудейской книге Еноха этих «ангелов» именуют детьми небес, ходившими среди «сынов человеческих», чтобы иметь общих детей с ними.
Эти события по преданию и стали причиной, почему Бог изгнал с неба тех ангелов.
Ангелы изгнанные с неба
Истории о создании этих существ Богом (или Яхве), пересказываются в ряде древних манускриптов, и эти документы анализируются и обсуждаются учеными на протяжении многих веков.
- Иезекииль: В книге Иезекииля повествуется о Боге, а также дается описание центрального падшего ангела, самого Люцифер, как святого, мудрого и красивого, пока «неправда не была найдена в нём».
- Исайя: В книге этого пророка рассказывается, как Бог сбросил Люцифера в глубины «ада».
- Откровения: Здесь повествуется о великой войне на небе между архангелом Михаилом и его ангельским войском против сатаны в виде дракона и его приспешников. Этот дракон проигрывает войну, и все они изгоняются с небес навсегда.
- Завет Соломона: Этот документ описывает падшего ангела Вельзевула, призванного Соломоном и обвиненного в том, что он приказывает людям чтить демонов, а также провоцирует их на ревность, убийство и войну.
- Книга Еноха: Наиболее часто цитируемая, тем более, если речь идет о происхождении падших ангелов. Здесь эти ангелы именуются «Наблюдателями», изначально отправленными на Землю, дабы научить человечество жить по правде, но они вместо этого возжелали человеческих дочерей.
Имена падших ангелов
По книге Еноха низвергнутых ангелов было около двухсот. У этого воинства было девять «главных» ангелов, их предводителей и наставников. Исходя из анализа древней христианской, языческой и иудейской литературы можно даже назвать имена этих девяти ангелов и то, чему они обучали (прежде чем их изгнали с неба).
- Семиаза: колдовство и гадание
- Кокабиил: письмо и астрология
- Хазакиил: знание облаков и погоды
- Баракел: астрология
- Армарос: считается «проклятым» ангелом
- Шамсиэль: обучение знамениям Солнца
- Аракиэль: обучение знамениям Земли
- Тамиэль: ангел-невидимка, отражающий атаки духов
- Азазель: «преподавал» металлургию, производство оружия и ювелирных изделий
Дьявол именовался Люцифером – именем, означающим «свет». Имя скорее относится к свету Венеры, так как Люцифер также указывается как «сын утра» или «утренняя звезда», а Венера – планета, видимая только в утреннем небе Востока или в вечернем небе Запада, но никогда не в середине ночи, когда небо темное.
https://youtube.com/watch?v=BzWJ8a_eGpk
Одним из самых известных литературных произведений, затрагивающих тему опальных ангелов, является эпическая поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона, написанная в 1667 году.
Она содержит легенды и мифы различных религий и культур о падших ангелах и объединяет их в десять книг поэмы.
Произведение Мильтона на протяжении веков не утратило своей популярности и даже вдохновило целый ряд последующих творцов: фильм «Семь», частично поэзия Уильяма Блейка и даже персонажи из романа «Средиземье» Толкиена.