Деяния святых апостолов краткое содержание.
Условно повествование можно разделить на две части:
- Главы 1 – 12. Создание христианской Церкви. Проповеди апостолов в Палестине.
- Главы 13 – 28. Миссионерская деятельность Павла в Малой Азии и восточном Средиземноморье.
Краткое содержание.
Глава 1. Обращение к Феофилу. Воскресение Иисуса. Избрание Матфия на место Иуды.
Глава 2. Пятидесятница. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь Петра. Становление первой христианской общины.
Глава 3. Исцеление хромого. Вторая проповедь апостола Петра.
Глава 4. Первые гонения. Речь Петра перед старейшинами. Молитва общины. Братская любовь первых христиан.
Глава 5. Смерть Анании и Сапфиры. Апостольские чудеса. Снова гонения. Созыв синедриона. Речь Гамалиила. Продолжение проповедей.
Глава 6. Избрание первых диаконов. Обвинение Стефана.
Глава 7. Выступление диакона Стефана перед синедрионом. Казнь Стефана.
Глава 8. Великое гонение на христиан. Участие Савла в гонениях. Проповеди Петра и Иоанна в Самарии. Попытка волхва купить духовные дары. Обращение вельможи эфиопской царицы диаконом Филиппом.
Глава 9. Обращение Савла по дороге в Дамаск. Слепота и исцеление Савла. Савл начинает проповедовать Христа в Дамаске и в Иерусалиме. Чудеса Петра в Иоппии и Лидде.
Глава 10. Видения Корнилия и Петра. Обращение Корнилия и первых язычников.
Глава 11. Пётр о принятии язычников в Церковь. Основание общины в Антиохии. Встреча Савла и Варнавы.
Глава 12. Убийство Иакова. Арест и чудесное избавление Петра Смерть Ирода. Возвращение Варнавы, Савла и Марка в Антиохию.
Глава 13. Миссионерское путешествие Павла (Савла) и Варнавы. Проповедь на Кипре, обращение проконсула Сергия Павла. Проповедь в Писидии и Ликаонии.
Глава 14. Проповедь Павла в Иконии, Листре и Дервии.
Глава 15. Апостольский собор в Иерусалиме. Разногласия о Моисеевом обряде. Речи Петра и Иакова. Решение собора. Начало второго миссионерского путешествия Павла в Малую Азию. Миссионерское путешествие Варнавы с Марка на Кипр.
Глава 16. Основание первой христианской общины в Македонии.
Глава 17. Проповедь Павла в Фессалониках, Верии и Афинах.
Глава 18. Деятельность Павла в Коринфе. Возвращение в Антиохию.
Глава 19. Деятельность Павла в Ефесе. Мятеж серебряника Димитрия против Павла.
Глава 20. Деятельность Павла в Македонии, Троаде и Милите.
Глава 21. Павел идёт в Иерусалим. Павел приходит к Иакову Праведному. Иудеи схватили Павла в храме.
Глава 22. Защитная речь Павла перед народом. Допрос.
Глава 23. Павел предстает перед синедрионом. Заговор иудеев. Павла отправляют на суд в Кесарию.
Глава 24. Суд Феликса над Павлом.
Глава 25. Преемник Феликса Фест отправляет Павла в Рим на суд кесаря.
Глава 26. Павел перед Агриппой.
Главы 27 — 28. Отплытие в Италию. Кораблекрушение. Павел в Риме.
Читая Деяния, сложно не заметить, что первая часть была написана исходя из устной традиции, либо письменных источников, человеком, не бывшем очевидцем событий. Во второй части появляется авторское «мы» — то есть первое лицо в описаниях. Возможно несколько объяснений этому факту:
- Автор начал писать о событиях, очевидцем которых он являлся,
- Автор использовал для написания дневники очевидцев,
- Использование первого лица – авторский прием для придания большей достоверности повествованию.
Апостолы Христа
В Евангелии от Марка, в 3 главе написано, что Иисус, поднявшись на гору, призвал к себе 12 человек. И они пошли добровольно, чтобы поучиться у Него, изгонять демонов и исцелять людей.
Как Иисус выбирал учеников
Это место явственно показывает следующие вещи:
- у Спасителя было 12 последователей изначально;
- они пошли за Спасителем добровольно;
- Иисус был их Учителем, а соответственно и авторитетом.
Это место дублируется в Евангелии от Матфея (10:1).
Следует сразу сказать, что ученики и апостолы — это разные понятия. Первые ходили за учителем, перенимали его мудрость. А вторые — это люди, которые пошли и распространили Благую Весть или Евангелие по всему лицу Земли. Если в число первых входит и Иуда Искариот, то среди апостолов его уже нет. Зато Павел никогда не был среди первых последователей, но стал одним из самых известных христианских миссионеров.
12 апостолов Иисуса Христа стали теми столпами, на которых была основана Церковь.
В число 12 последователей входили:
- Петр.
- Андрей.
- Иоанн.
- Иаков Алфеев.
- Иуда Фаддей
- Варфоломей.
- Иаков Зеведеев.
- Иуда Искариот.
- Левий Матфей.
- Филипп.
- Симон Зилот.
- Фома.
Важно! Все они, кроме Иуды, стали распространителями Евангелия и приняли мученическую смерть за Спасителя и за христианское учение (кроме Иоанна)
12 апостолов
12 апостолов(греч. απόστολος — «посол, посланник») — ближайшие ученики Иисуса Христа (их не следует путать с апостолами от семидесяти).
Согласно евангельскому повествованию (Мф. 10:1-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), во время Своей земной жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников, которые и называются апостолами от двенадцати. Сведения о жизни апостолов известны из Евангелия и Деяний святых апостолов (Деяния), которые входят в Новозаветный канон, а также из Священного Предания.
Двенадцать апостолов (книжная миниатюра, XIII век)
Список двенадцати апостолов
Двенадцать апостолов
- Андрей (греч. Ανδρέας , ивр. אנדראס הקדוש), брат Апостола Петра, рыбак из Вифсаиды, ученик Иоанна Крестителя.
- Пётр (ивр. פטרוס), он же Симон Ионин (ивр. שמעון — арам. ܫܡܥܘܢ ܟܐܦܐ Шимон Бар-Йона — сын Ионы), также называемый Кифа (ивр. כיפא), (Каменная скала), брат Апостола Андрея.
- Иоанн (сын Зеведея), (ивр. יוחנן בן זבדי, Йоханан Бен-Заведи), также прозванный Богословом, брат Апостола Иакова. Вместе с братом прозван Иисусом «Сыны грома» (Воанергес). Согласно церковной традиции отождествляется с евангелистом Иоанном.
- Иаков Зеведеев (сын Зеведея), (ивр. יעקב בן זבדי, Яаков Бен-Заведи), брат Апостола Иоанна.
- Филипп из Вифсаиды (греч. Φίλιππος, ивр. פיליפ מבית צידה, Филип Ми Бейт-Цаеда).
- Варфоломей (арам. ܒܪܬܘܠܡܝ ܫܠܝܚܐ сын Талмая ивр. ברתולומאוס) он же Нафанаил (ивр. נתנאל Нетанэл— «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства.
- Матфей, мытарь, (ивр. מתתיהו (מתי) לוי, Матитьяху (Мати) Леви), он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф. 9:9 и Мк. 2:14), евангелист.
- Фома, (ивр. תומא יהודה, Тома Йехуда), называемый Дидымус/Теом (Близнец).
- Иаков Алфеев (сын Алфея), (ивр. יעקב בן-חלפי, Йааков Бен Халфай), брат Фаддея.
- Иуда Фаддей (сын Алфея), (ивр. יהודה בן יעקב, Йехуда Бен-Йааков), он же Иуда Иаковлев или Леввей, брат Апостола Иакова Алфеева.
- Симон Кананит, он же Симон Зилот (ивр. שמעון הקנאי, Шимон Ха-Канаи).
- Иуда Искариот, (ивр. יהודה בן שמעון, Йехуда Бен-Шимон) (ивр. איש קריות, иш-кериййот — Иш (мужчина) из поселения Карийот), предавший Иисуса Христа. После Вознесения Иисуса Христа вместо него в число двенадцати апостолов вошёл Матфий.
По Преданию, все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна и Иуды Искариота, умерли мученической смертью. Апостол Иоанн единственный, кто умер собственной смертью по старости.
Павел, он же Савл из Тарса (ивр. שאול התרסי, Шауль Ха-Тарси), призван после вознесения Иисуса Христа. Он не входит в число двенадцати апостолов, но является одним из самых почитаемых (первоверховных) апостолов христианства. Павел, так же как и подавляющее большинство из двенадцати апостолов, умер мученической смертью.
Когда апостолами для выбора вместо отпавшего Иуды Искариота нового апостола была проведена жеребьёвка между Матфием и Иосифом Варсавой, в число двенадцати апостолов был избран Матфий (Деян. 1:23-26).
Почитание
Каждому из апостолов, за исключением Иуды Искариота, в календарях христианских церквей установлены отдельные дни памяти. Православная церковь также совершает соборную память двенадцати апостолов 30 июня (13 июля). Апостол Пётр и апостол Павел, как внесшие наибольший вклад в становление христианства (по первенству порядка и трудов), в православной традиции именуются первоверховными.
Существует обычай изображения всех двенадцати апостолов одной иконой или барельефом. К примеру, в Санкт-Петербурге была Борисоглебская церковь, в которой по периметру купола были расположены поясные барельефы всех апостолов.
Частицы мощей всех 12 апостолов (за исключением святого Иоанна Богослова, по преданию взятого с телом в Рай, и предателя Иуды Искариота, отпавшего от апостольского лика) хранятся в Киеве в Китаевой пустыни в храме Двенадцати апостолов, где также есть мощи святых праведных Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и праведных Захарии и Елизаветы (родителей св. Предтечи и Крестителя Иоанна) и многих других святых.
Иконы апостолов
Слово “апостол” в переводе с греческого означает “посланник”. Согласно Евангелию, Иисус Христос собрал около себя 12 ближайших учеников, которые должны были стать Его сподвижниками и проповедниками Его Церкви. Иконы апостолов всегда будут напоминать об их каждодневном самопожертвенном подвиге во славу христианской Церкви.
12 апостолов Христа
Различают 12 апостолов Христа (они же апостолы от двенадцати ) и 70 апостолов Христа (апостолы от семидесяти ). Непосредственные ученики Спасителя, вошедшие в число 12 апостолов:
Андрей Первозванный – самый первый из призванных для служения Спасителю, до явления Христа на берегу реки Иордан был учеником Иоанна Крестителя. Пётр – брат Андрея Симон. Иисус нарёк его Петром (“камень” в переводе с греч.), сказав Симону: “Ты – Пётр, и на сем камне возведу я Церковь Свою”. Иоанн Богослов – евангелист, внук Иосифа Обручника, обручённого мужа Приснодевы Марии. После распятия Спасителя взял на себя заботу о Богоматери. Иаков Старший – старший брат апостола Иоанна, один из трёх самых приближенных учеников Иисуса Христа наряду с Петром и Иоанном Богословом. Матфей – евангелист, до своего призвания работавший мытарем – сборщиком налогов. Филипп – третий из призванных апостолов (после Андрея и Петра Симона), живших в Вифсаиде. Варфоломей – четвёртый из призванных апостолов, близкий друг апостола Филиппа. Иисус высоко оценил Варфоломея, сказав при первой встрече другим апостолам: “Вот подлинный Израильтянин, в коем нет никакого лукавства!” Фома – апостол, прозванный “Близнецом” за внешнюю схожесть с Иисусом Христом. С апостолом Фомой связано распространённое выражение “Фома неверующий”, восходящее к сцене уверения апостола в Воскрешении Спасителя. Иаков Алфеев – брат апостола Матфея, также служивший до призвания сборщиком податей – мытарем. Иуда Фаддей – брат апостолов Иакова Алфеева и евангелиста Матфея. Симон Кананит – сводный брат Иисуса Христа по Иосифу Обручнику. Иуда Искариот – апостол, предавший Спасителя за тридцать серебренников. Матфий – тринадцатый апостол. После раскаяния Иуды Искариота и его самоубийства (предатель повесился), апостолы предложили стать новым двенадцатым апостолом Матфию – ученику праведного Симеона Богоприимца, который заменил первосвященника Захарию в Иерусалимском храме после его смерти.
Все апостолы, за исключением Иоанна Богослова и удавившегося Иуды Искариота погибли мученической смертью, совершая многчисленные чудеса и исцеления во Славу Господа и проповедуя учение Христа. Иоанн Богослов, несмотря на то, что был дважды приговорён к смертной казни, сумел выжить до весьма преклонного возраста, и смог написать не только Евангелие, но и Книгу Откровения (Апокалипсис), где рассказывается о судьбах мира.
70 апостолов Христа
В последний год своей земной жизни Иисус берёт в свои ученики ещё 70 апостолов, это так называемые апостолы от семидесяти, среди которых первоверховный апостол Павел. почитаемый как один из столпов Церкви, апостол – евангелист Лука. ставший первым иконописцем, апостол – евангелист Марк – ученик Симона Петра. Апостолы от семидесяти продолжили ту почётную миссию, которую возложил на них Спаситель незадолго до своей земной смерти.
Апостол Пётр
До своего призвания, этот апостол был рыбаком, и звали его Симон (Лук.5:4-10.).
По своему желанию (Рим.9:11; 11:6.), Всевышний Яхве избрал его ведущим апостолом из двенадцати первых учеников Христа. И Господь сказал Симону:
‘’ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах’’ (Матф.16:18,19).
Нельзя сказать, что этот апостол был вершителем и судьёй христианства. По этому поводу хорошо выразился апостол Павел:
‘’ … Бог производит в вас и хотение и действие по благоволению’’ (Фил.2:13).
Поэтому, Пётр, служа апостолом, не действовал по своему личному человеческому усмотрению – но руководствовался исключительно Святым Духом от Всевышнего.
И какие же ‘’ключи Царства’’ мы можем в связи с этим отметить?
Наш Господин сказал: ‘’вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли’’ (Деян.1:8)
.
Итак:
- ‘’в Иерусалиме и во всей Иудее’’… проповедь Петра в праздник Пятидесятницы и утверждение церкви Христа в Иерусалиме (см. Деян.2:1,14,36-42.).
- ‘’в Самарии’’… утверждение церкви в Самарии, и подаянии Духа Святого через возложение рук апостолов: Петра (Деян.8:14,15,25.).
- ‘’и даже до края земли’’ … призвание язычника Корнилия и его домашних (Деян.11:1-18.). ***Судя по пророчеству Даниила о том, что ‘’утвердит завет для МНОГИХ одна седьмина’’ (Дан.9:27.), это произошло спустя, немногим более чем три года после смерти Христа.
Апостол Пётр был по натуре горяч и эмоционален. Искренне любя своего Господа , не побоялся сразиться с явным большинством в Гефсиманском саду (Матф.26:51.). Однако он явно переоценивал свои возможности и не понимал, что ‘’всякий человек лжив’’ (Рим.3:4.). Утверждая, что никогда не отречётся от Христа – он отрёкся трижды (Лук.22:54-61. 2Кор.13:1.). Почему так произошло?
Во первых: для них было закрыто понимание о том, что нужно было молиться. Иисус предупреждал: ‘’Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна’’ (Мар.14:38). Это означало, что они любили своего Учителя – но их ‘’плоть’’ оставалась немощной, обречённой на неверность. ‘’И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать’’ (Мар.14:40).
Во вторых: существует принцип, о котором писал апостол Павел: ‘’и чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился’’ (2Кор.12:7. Так же: Лук.22:31,32.).
Пред тем, как поставить Петра ‘’пасти овец’’ Господа (Иоан.21:15-17.), именно ему необходима ‘’исправительная розга’’, указывающая на то, что он поставлен ‘’камнем церкви’’ не за свои дела – а по избранию благодати.
Евангельское предсказание
В строках «Евангелия от Иоанна» (16:1-4), представляющих собою окончание второй утешительной речи, Христос предупреждает апостолов об ожидающих их преследованиях со стороны иудеев, а в следующих строках, объявляя снова о своем удалении к Отцу, Он обещает, что, в случае его удаления, к апостолам придет Утешитель, который и обличит враждующий против Христа и апостолов мир.
Христос предсказывает страдания апостолам. Торос Рослин. Армянская миниатюра 13 века
Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.
Евангелист Матфей поместил аналогичные строки (предсказания ученикам об ожидающих их страданиях) в речь Христа, сказанную апостолам при отправлении их на проповедь (Мф 10:16-31), в более ранний хронологически фрагмент текста. Возможно, не потому, что Господь уже тогда ознакомил учеников с ожидающей их участью, а просто потому, что хотел в одном отделе соединить все наставления Христа ученикам, как проповедникам Евангелия.
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас,и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их;и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
13 апостолов
В разделе Образование на вопрос как звали 13 апостола? заданный автором Neko лучший ответ это Апо́столы (апостол, греч. απόστολος — «посол, посланник» ) — ученики и последователи Иисуса Христа. Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых апостолов (Деяния) , которая входит в Новозаветный канон.Все апостолы от двенадцати, за исключением Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью за Веру.Список апостолов и причина смерти:1. Пётр, он же Симон Ионин (сын Ионы) , также называемый Кифа. По преданию, во время гонения Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 гг.) , вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.2. Андрей, брат Симона-Петра. Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.3. Иоанн Зеведеев (сын Зеведея) , брат Иакова. Когда настало время отшествия апостола Иоанна из этого мира, он удалился за пределы Эфеса с семью учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лицо его платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в горний мир. Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8 (21) числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных.4. Иаков Зеведеев (сын Зеведея) , брат Иоанна. Был убит в 44 году в Иерусалиме. Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.5. Филипп из Вифсаиды. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Хиераполисе, в Малой Азии.6. Варфоломей, он же Нафанаил из Каны Галилейской (объединение условно). Погиб мученической смертью, по преданию с него содрали кожу.7. Матфей мытарь, он же Левий Алфеев (объединение на основании параллелизма Мф: 9:9 и Мк: 2:14). По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.8. Фома, называемый Близнец. После проповеди Евангелия Фома принял мученическую смерть в индийском городе Мелипура — был проткнут пятью кольями.9. Иаков Алфеев. Вероятно принял мученическую смерть.10. Фаддей, он же Иуда Иаковлев (брат Иакова) или левей. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.11. Симон Кананит, он же Симон Зилот, сын Клеопы (св. Ипполит Римский считает, что он также носил имя Иуда). По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа, был заживо распилен пилой.12. Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа. По одной из легенд, Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая Иуду-предателя, и приобрела свойства магического оружия, способного поразить вампиров. Правда, как именно Иуда нашёл осину около Иерусалима, в абсолютно не подходящем для неё климате, легенда не сообщает.13. Матфий — заменил Иуду Искариота после его самоубийства (Мф: 27:5, Деян: 1:26). По некоторым источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде
Как звали апостолов Иисуса Христа
Вокруг темы связанной с жизнью Иисуса Христа и его учеников существует много разнообразной информации
Большое внимание ученые и богословы придают информации об учениках Иисуса Христа — апостолах
Петр
Первый апостол Петр, или Каифа (камень), именно так его называл Иисус Христос. До встречи с Господом он был моряком по имени Симеон. После одного знаменательного события, а именно, Господь исцелил тяжелобольную тёщу Петра, будущий апостол свято уверовал и просился следовать по стопам Иисуса Христа. Также нам известно, о хождении Петра по поверхности воды с воли Божьей. Он был первым, кто:
- поверил во Всевышнего;
- и отрекся от Него, искренне раскаявшись впоследствии.
Сын Божий не только простил Петра, но и провозгласил первым среди учеников.
Андрей
Апостол Андрей является братом апостола Петра. Известно, что до встречи с Иисусом Христом, он являлся учеником Иоанна Крестителя. Этот апостол, последовал за Иисусом, сразу же после крещения на реке Иордан Сына Божьего, Иоанном Крестителем. То есть он является Первозванным Андреем.
Иоанн Заведеев (Богослов)
Людям особенно известно имя этого апостола, так как он является автором одной из Евангелия и книг Нового Завета. Его прозвали также Иоанном Богословом из-за наличия в его книгах много прямых слов Сына Божьего и самого Всевышнего. Подобно апостолу Андрею, он был последователем Иоанна Крестителя.
Апостол Иоанн был самым молодым и самым любимым учеником Иисуса Христа. Именно он прилег на плече во время Тайной вечери Спасителю. Иоанн Богослов – один проявил смелость, остаться на горе Голгофа, когда распинали Христа. Этому апостолу Сын Божий завещал позаботиться о его возлюбленной Матери — Богородице. И он позаботился приютив Матерь Бога у себя дома.
Скончался он собственной смертью будучи слишком старым.
Иаков Зеведеев
Иаков был Галилейским моряком, а также братом Иоанна. Среди апостолов его прозывали старшим, так как есть ещё и младший Иаков. Был свидетелем Господнего Преображения на горе Фавор.
Филипп
Апостол был из Вифсаиды. Он был советником для Христа в случае, когда необходимо было разделить пять хлебов и две рыбины между тысячей людей и накормить их у Галилейского моря.
Варфоломей
Этого апостола сам Иисус называл человеком без капли лукавства. Он был родом из Каны Галилейской. Его второе имя также известно, как Нафанаил.
Фома
Об этом апостоле всем известно как о «неверующем». Кем был апостол до встречи с Иисусом достоверно не известно. Однако, прозвище Фоме дано за случай усомнения в Воскресении Христа. Тогда сам Господь был явлен ему и предложил вложить пальцы свои в его раны. Впоследствии апостол уверовал и был непреклонным в своей вере.
Матфей
Апостол Матфей является автором первого Евангелия. Известно, что до встречи со Спасителем, он был человеком, который собирает налоги – мытарем. Уверовал сразу и был непреклонен в вере, с момента первой встречи со Христом. Христос посещал дом Апостола и последний был очень гостеприимен.
Симон Зилот
Как свидетельствует предание, Симон был женихом на свадьбе в Кане Галилейской. Именно на свадьбе Господь явил своё первое чудо, превращая воду в сосудах в вино.
Иуда Иаковлев
Он был настолько смиренным, что утверждал, что недостоин, называться братом Господа. Назывался Иаковлев посредством имени своего брата, также известно еще одно его имя Фадей.
Иуда Искариот
Этот апостол был:
- предателем;
- вором.
На одном из апостольских соборов его место по жребию было передано апостолу Матфею.
На самом деле апостолов было больше, чем двенадцать, ведь уверовало и следовало за спасителем множество людей. Однако выбрано было 12 перво начинателей нового рода, это число совпадает с 12 поколениями израильскими.
Чтобы легко запомнить весь список имен 12 апостолов Иисуса Христа, необходимо привязывать каждое имя апостола к определенному событию.
Пусть хранит Вас Господь!
Читать Деяния Апостолов
Книга Деяний святых Апостолов состоит из 28 глав.
Толкование на Деяния Апостолов
9 | 10 | ||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
Автор книги Деяний. Из первых строк мы понимаем, что Деяния являются логическим продолжением Евангелия от Луки. Тот факт, что Деяния апостолов написаны автором Евангелия от Луки подтверждает также общий стиль и характерные литературные особенности обеих книг. Некоторые исследователи подвергают сомнению авторство Луки, однако не факт того, что вышеупомянутые тексты принадлежат одному автору.
Деяния апостолов написаны евангелистом Лукой. Эта книга значительно отличается как от четырех Евангелий, так и от Посланий, особенно же от Откровения Иоанна Богослова.
В Деяниях говорится о подвижничестве первых христиан, но не столько о пастырской деятельности, сколько о становлении их общин в I в. н. э. Этой идее соответствует и название книги — «Деяния апостолов».
Особого внимания заслуживают два факта: во-первых, судя по предисловию к своему первому сочинению (Лк. 1:1—4), автор склонен считать себя историком. Конечно, можно спорить об этом притязании, но несомненно одно — он написал исторический труд, по своему значению вставший в один ряд с произведениями известных историков древности — Фукидида и Ливия. В этом смысле сочинение Луки не является религиозно-нравоучительным, а направлено главным образом на укрепление веры (Лк. 1:4). Вера во Христа имеет глубокие исторические корни — вот тезис, который неоднократно отражен в Деяниях апостолов.Во-вторых, Евангелие от Луки и Деяния апостолов — единый писательский труд, принадлежащий одному автору. Неизвестно, планировалось ли создание третьей книги и была ли она написана. В любом случае, Лука прослеживает непрерывную линию божественной истории от Иоанна Крестителя через Иисуса Христа к устроению Церкви
Тем не менее этот текст сообщает нам нечто важное помимо сведений о раннем периоде церковной истории. Здесь встает вопрос о назначении книги
Иконы
Федор Никитин Рожнов. «Распятие с апостольскими страстями». 1699 год. Церковь Двенадцати апостолов, Кремль
В православном иконостасе иконы страстей Христовых и страстей апостольских помещаются в самых верхних, «дополнительных», 6-м и 7-м рядах, возникших поздно, в XVII веке. Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.. «Из икон с апостольскими страстями иногда образовывали даже особый ряд в составе высокого иконостаса, как это было в Большом соборе Донского монастыря. Но чаще страдания всех апостолов изображали на одной иконе с очень сложной композицией. Такие иконы были распространены с конца XVII столетия. К XVIII веку относится икона из Великого Устюга, где от центральной фигуры Христа как бы отходят веером цветные лучи, завершающиеся сценами мучений каждого из апостолов».
«Спас Вседержитель с апостольскими страстями», XVII век, Кострома
Распространен вариант «Распятие с апостольскими страстями», где центром композиции является кончина Иисуса Христа и просто «Спас Вседержитель с апостольскими страстями».
Также существует более усложненная «Апостольская проповедь» — сложная многофигурная иконографическая композиция, имеющая в центре ростовую фигуру Христа, окруженную в секторах круга сценами призвания, служения и кончины апостолов. Самым ранним известным памятником подобной иконографии является икона «Спас Вседержитель с апостольскими страстями» 17 века из Костромы. «Данная иконографическая схема появляется в русском искусстве, по-видимому, на рубеже XVI—XVII веков под балканским влиянием, прежде всего, в монументальной живописи (например, в Благовещенском соборе Сольвычегодска, в церкви Николы Мокрого в Ярославле — фреска северной галереи). С середины XVII века, в связи с церковными реформами патриарха Никона, актуализировавшими апостольскую тему в изобразительном искусстве, получает распространение в иконописи. Композиция строится двумя концентрическими кругами. Наружный круг составлен из тринадцати круглых клейм, в которых представлены апостольские проповеди. Внутренний круг составляют тринадцать секторов, где изображены апостольские страдания. В верхнем клейме и секторе представлены события, связанные с Христом».
> См. также
Страсти Христовы
> Примечания
Страсти апостольские на Викискладе |